Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
в поселке Киевский

Московский патриархат

Главная Контакты Строительство Духовенство Проповеди и статьи Фотогалерея Объявления Библиотека

О ЧУДЕСАХ И ЗНАМЕНИЯХ

"Что род сей знамения ищет?"

( Мк. 8, 12 )

там чудеса там леший бродит...

Все мы с вами, братья и сестры, придя к вере от безбожия, совершили в своем мировоззрении прыжок из оков материалистической необходимости в царство духовной свободы. Незыблемые законы нашего видимого мира перестают быть самодовлеющими для "ходящих духом" и могут преодолеваться силой веры, "ибо вся возможна верующему". Явления необычные, необъяснимые с точки зрения известных нам законов природы, мы в просторечии называем чудом. В духовном же смысле чудом признается только то, которое несомненно имеет духовную природу, а не есть некий непознанный физический эффект. Чудесные (или необычные природные) явления, которые имеют символический характер и посредством которых нам сообщается некое духовное знание, называются знамениями. Описаниями чудес, совершенных Сыном Божиим, наполнено Евангелие, Деяния – чудесами, которые творили Апостолы именем Христовым, обилие чудес находим мы и в житиях Святых. Чудо – как бы неотъемлемая составляющая религиозной жизни.

Любим и мы в наших братских беседах поговорить о чудесах, стремимся обнаружить их и в нашей жизни – хочется нам, чтобы и над нами дивно проявлялось действие десницы Божией. Однако не всякое чудо совершается силою Божией. И Библия и жития Святых говорят нам, что кроме чудес Божиих, множество их может быть совершено и "силою Веельзевула, князя бесовского", "по действу сатанину во всякой силе и знамениях ложных". Эти чудеса творятся "от лукавого", "чтобы прельстить, если возможно, избранных". Св.Писание особенно предостерегает нас не всякому духу (и чуду) верить, но испытывать, от Бога ли они. Жития Святых изображают нам пагубные последствия бесовских прельщений для тех, кто не проявил должной бдительности. Это и умопомешательство, и другие душевно-телесные недуги и смерть физическая, и, как следствие прелести, погибель души. Бесы жестоко ругаются над своими обманутыми жертвами. Потому понятна вся настоятельная необходимость строго придерживаться нам в этом серьезном вопросе церковного и святоотеческого учения. В чем же состоит это учение?

Отцы Церкви, изъясняя учение Св.Писания о грядущей кончине мира и воцарении Антихриста, дают нам изображение и его самого и описание его ложных чудес. Перед концом истинное Богопознание в человечестве оскудеет до крайности, и оно, пораженное этими чудесами, без размышления примет "сына погибели" за Христа. Ап. Иоанн Богослов говорит, что Антихрист совершит дела великие, "да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки" (Ап.13,13). Антихрист явит всему миру невиданное зрелище необыкновенных знамений и чудес, ими приведет в недоумение ученость, соблазнит любопытство, удовлетворит суеверию, всех приведет в трепет. Духовная слепота не распознает подлинного характера показанных им знамений и признает их действиями силы Божией, доказательством божественности того, кто их совершил. Внешне Антихрист будет изображать подражание Христу, но духовно будет Его противоположностью – не Сыном Божиим, а исчадием сатаны. Вся лживость произведенных им чудес станет для нас очевидной, если мы сопоставим их с истинными Евангельскими чудесами Сына Божия.

Чудеса Антихриста не будут иметь никакой доброй, разумной цели, ни определенного смысла. Они поразят воображение, но будут лишь бессмысленным лицедейством, пустым, глупым эффектом. Напротив, чудеса Христовы всегда совершались под покровом Божественного смирения, не было в них ничего показного, загадочного, никакого внешнего эффекта. Они были определенны и осязательны, ясны для всех: мертвые воскресали, бесы изгонялись, немые говорили, слепые прозревали, буря утихала и т.д. Они несли благодеяния страждущему человечеству и вместе с тем свидетельствовали о Божественном достоинстве Иисуса Христа. Они были спасительным даром Божиим человечеству, но доверие дару и принятие спасения предоставлялось свободному произволению людей. Чудеса Христовы воздействовали разумной убедительностью, а не поспешным, как бы насильственным увлечением. Они имели святой смысл, святую цель, и, хотя и сами были великими благодеяниями, служили свидетельством благодеяния несравненно высшего, возвещали "пришедшее в силе Царство Божие", предваряли искупление, воскресение, спасение. Телесные исцеления были подтверждением даров духовных – прощения грехов.

Во времена Апостолов знамения также всегда имели разумный и благодетельный смысл. Они утверждали проповедуемое Апостолами слово, свидетельствовали о силе и значении слова. Слову принадлежит первостепенное место, знамения даются в помощь слову по причине человеческой немощи и маловерия. Господь неоднократно осуждает в Евангелии ожидания и требования от Него чуда: "вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес" (Ин.4,48), "род лукавый и прелюбодейный знамения ищет" (Мф.16,4). И наоборот, ублажает "невидевших (чуда) и уверовавших". Слово действует на ум и сердце непосредственно, а знамение через телесные чувства. Слово духовно и для духовных, а знамение, – прежде всего для убеждения людей чувственных. "Кто от Бога, тот слушает слова Божии" (Ин.8,47). Когда повсюду распространилась вера и было принято слово, тогда стали прекращаться и знамения, как окончившие свое служение: "Знамения не для верующих, но для неверующих" (1Кор.14,22). Для нас, "возрожденных от нетленного семени живого слова Божия" само слово Божие есть высшее знамение, знамение духовное, которое заключает в себе все необходимое для нашего спасения.

Следует признаться честно, что, желание быть поближе к чуду, сознательно или подсознательно, живет во всех нас маловерных. Хотя мы, по-детски понимая Евангелие, считаем наоборот, что таким образом проявляется наша вера ("Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей..."). Следующий урок святоотеческой мудрости состоит в том, что стремление видеть чудеса, тем более просить о них в молитве, Отцами Церкви решительно порицается как проявление основанного на самомнении и тщеславии самообольщения. Несомненно, Господь ни на миг не прекращает Своего тайного о нас попечения. И даже, когда особые обстоятельства требуют Его явной помощи, премудрым образом Он делает и это. Но бедственно погрешает тот, кто дерзает молить Бога о совершении чего-либо необычного без крайней необходимости. Он искушает Бога и искушается сам от насмехающегося над ним диавола, – говорит прп. Исаак Сирин.

Наклонность к гордости живет даже в самых очищенных душах, и редко кто может перенести славу без вреда для своей души. Поэтому дар чудотворения дается крайне редко, он может стать, и такое случалось, причиной поползновения и падения и для великих подвижников святости. Истинные праведники всегда считают себя окаянными, недостойными Божией милости и Его даров. И даже если, по причине своей чистоты, и получают от благодати Божией некие дарования, то по смирению отказываются от них, не желая быть ни чудотворцами, ни провидцами. Иные Отцы молили Бога отнять у них данные им дары, другие хотя и приняли, но не сами собой, а по внушению Св.Духа ради братий. Тот же, кто желает видеть или творить знамения, несомненно, по учению и опыту Св.Отцов, руководствуется не ревностью к делу Божию, не Духом водится, а находится в состоянии самообольщения и тщеславного возбуждения.

В частности, в нас и в нашей с вами христианской жизни это греховная жажда чудес обыкновенно проявляется в нашем стремлении обнаруживать чудо, знаки особенной помощи Божией в событиях и явлениях при трезвом рассмотрении вполне естественных, усматривать некие знамения в обычных вещах, в совпадениях, и потом восторженно рассказывать и трубить об этом, как о случившихся нам откровениях Божиих, перед нашими ближними и знаемыми. Господи, прости нас неразумных и тщеславных, и вразуми нас!

Будем помнить, братья и сестры, что Богоподобие, к которому мы призваны, состоит не в способностях чудотворений, не в дарах прозорливости, или в каких-либо других сверхъестественных свойствах, но исключительно в чистоте души и святости жизни. Не будем искушать Бога и искушаться сами требованиями или ожиданиями чуда. Чтобы знать волю Божию и обрести путь спасения, не требуются нам ни явления Ангелов, ни особенные откровения свыше. Для этого есть у нас Слово Божие, учение Церкви и Св.Таинства. И да спасет истинно спасающихся Господь! Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР ( 2002 г.)

О СНОВИДЕНИЯХ

"Гадания и приметы и сновидения - суета"

( Сир. 35, 5 )

Человек проводит во сне около трети своей жизни. В эти часы тело его неподвижно и органы чувств бездействуют, однако душевная жизнь человека не прекращается и в сонном состоянии, она продолжается, но в иных формах. Когда обычное наше сознание гаснет и человек утрачивает контроль над собой, воображение порождает в душе необычные образы и видения, рисует, при бездействии физического зрения, нашему внутреннему взору причудливые картины, по своей яркости и точности иногда даже превосходящие реальность. Память о некоторых сонных видениях сохраняется и по пробуждении. Впечатление от иных снов может производить на душу сильное, глубокое и продолжительное воздействие, волнующее, радостное или угнетающее. Как проявление подсознательной, внесознательной жизни души, сны таинственны и загадочны. Пробудившееся сознание силится эту загадку разгадать и дать виденному во сне какое-то разумное истолкование.

Для человека верующего, признающего реальное бытие души как бестелесной субстанции, сновидения, как проявления внутренней жизни этой субстанции, приобретают особенное значение. В Священном Писании мы встречаем множество примеров снов со смыслом духовным, снов пророческих. Бог являлся и говорил во сне патриархам Ветхого Завета. Иосиф Прекрасный и сам видел сны, и истолковывал сны Египетского фараона. Пророк Даниил толковал сны царя Навуходоносора. Тайны Божии были открыты патриарху Иакову в сонном видении лестницы, восходящей от земли на небо. Праведному Иосифу Обручнику во сне была открыта тайна Боговоплощения, и во сне же было ему повелено бежать со Св.Семейством в Египет от злодейства Иродова. И так далее. Следует ли отсюда, что и мы с вами можем воспринимать некоторые наши сны как откровение свыше и отыскивать скрытый в них духовный смысл? Никак нет! Святоотеческий опыт говорит обратное: к снам, как и к чудесам, отношение должно быть крайне настороженное, недоверчивое и отрицательное.

Как бы в противовес приведенным примерам, Св.Писание говорит нам, что в сновидениях не может быть ничего правдивого: "Вещуны рассказывают сны лживые"(Зах.10,2). Что верить снам совершенно неразумно: "...и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям" (Сир.34,1-2). Поэтому: "Не слушайте снов ваших, которые вам снятся"(Иер.29,8), "не прилагай к ним сердца твоего" (Сир.34,6). Почему так? Св.Отцы разделяют сны на три вида: 1) сны обыкновенные, 2) "зрения" и 3) "откровения". "Зрения" – это сны духовного характера, которые несут вразумление от Бога людям усердно стремящимся к стяжанию чистоты душевной. "Бог говорит однажды, и, если того не замечают, в другой раз: во сне, в ночном видении... Он запечатлевает Свое наставление, ...чтобы отвести душу (человека) от пропасти..." (Иов.33,14-18). "Откровения" бывают людям, исполненным Св.Духа, достигшим степени совершенства пророков Божиих. Себя же нам следует смиренно сознавать неспособными и недостойными к видению такого рода снов, наши сны – обыкновенные.

Алиса в стране чудес

Что бы нам ни снилось, следует понимать, что обычный сон имеет естественно-психическую природу, и не воспринимать его как некое прозрение. Во время сна, хотя человек не осознает сам себя, в душе его продолжают плодиться мысли, мечтания, чувствования по бессознательному действию естества, и из них составляется сновидение. Само по себе оно не может и не должно иметь никакого значения: "гадания и приметы и сновидения - суета". Притом, во сне могут нас искушать демоны и примешивать к нашему мечтанию свое мечтание. Усмотрев в нас интерес к снам, они стараются придать нашим снам занимательность, и таким образом возбудить в нас к этим бредням еще большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопровождается самомнением. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света или даже Самого Христа и приводят их в погибельную пропасть. "Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению" (Сир.34,7). Нам надо знать и знать, — говорит Игнатий Брянчанинов, — что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатью, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов.

Итак, вот для нас правило: снам, как бреду души, не следует придавать никакого значения и как можно скорее забывать о них. В случае же особенного на нас воздействия какого-либо из них — относится с недоверием, подозревая в нем наваждение от бесов. Полезно в этом случае посоветоваться с духовным отцом или с человеком, опытным в духовной жизни. Никому другому пересказывать свои сны не следует. Будем помнить, что неверящий никакому сну, по словам Лествичника, — истинно любомудр. Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР ( 2002 г.)

О ЛЕГКОВЕРИИ И РАССУДИТЕЛЬНОСТИ

"Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить"

Добротолюбие

Ранее уже говорилось, братья и сестры, о том, как учит нас духовный опыт Отцов Церкви относиться к чудесам и воспринимать сновидения. К сожалению, имея и зная те или иные советы духовной мудрости, мы часто в практической жизни ими не пользуемся и пренебрегаем. Не будем говорить о нашем повседневном суеверии и неразумии, рассмотрим примеры более серьезные. Вот перед нами солидная книга под названием "Чудеса Царственных мучеников", составленная протоиереем Александром Шаргуновым из писем, присланных ему различными людьми. В письмах описываются исцеления, случаи получения чудесной помощи по молитвам Царской семье и другие, связанные с Царской семьей, необычные события из собственной жизни написавших. Живые свидетельства подкупают своей искренностью и задушевностью, однако, это не означает, что все описанные в них "чудеса" должны быть приняты как истинные безо всякой критической проверки и духовного рассуждения.

Очень много писем сборника посвящено описанию снов. О сновидениях достаточно было сказано в предыдущем слове, и сами авторы писем тоже что-то слышали или читали об этом, и не уверены абсолютно от Бога ли их сны. "Снам большей частью Церковь не советует доверять", - отвечает им составитель, - "но во времена потрясений, глубоких страданий наше духовное зрение обостряется, и мы естественно становимся ближе к миру невидимому. Эта близость дается Господом в подкрепление". Таким образом, отстраняется всякая предосторожность, о которой настоятельно вещает нам опыт Церкви по отношению к снам и чудесам, и все сны представлены в книге как несомненное свидетельство истины. Если же и действительно во времена потрясений мы становимся ближе к невидимому миру, как говорит о.Александр, то тем более нам требуется усиленная бдительность, поскольку нашему падшему человеческому естеству, по учению Св.Отцов, "естественно ближе" не горний мир ангельский, а "невидимый мир" падших духов.

И действительно, среди приведенных снов встречаются сны весьма сомнительного содержания. «Вот, родитель видит сон: стоит сам Государь, в офицерской форме, с погонами, голубоглазый, весь светлый, и кто-то в черном говорит родителю: "Поклонись ему, и он тебе поможет!" - и он поклонился». Неужели не заставит нас насторожиться этот «кто-то в черном»? И как не увидеть очевидного подобия его слов речам дьявола на горе Искушений?

Другой автор, "во многом пришедший к вере через сны", описывает целую серию своих снов, в которых ему являлся Государь. Он так же не уверен в их истинности, но надеется, что они от Бога, поскольку "почти все из них" сопровождались видением крестов (на куполах). Составитель на этом основании легко подлинность этих снов подтверждает. Вот некоторые из них.

«Я увидел как бы большую толпу народа на ярко освещенной солнцем поляне, а посреди нее Государя в военной, солдатской форме, причем правая рука его была на перевязи, как бы раненная. При этом чей-то невидимый голос произнес: "Мы устраиваем встречи народа с Государем"». Почему бы ни задаться вопросом, кто эти невидимые "мы"?

Еще один сон: «Приснилось мне какое-то страшное всенародное бедствие, война, развалины, а на них мечущиеся толпы обезумевшего народа. И я почему-то знал, что не осталось у народа ни вождя, ни правителя, который мог бы спасти его. И тогда отчаявшиеся люди решили собраться вместе, чтобы выбрать себе такого правителя, который бы их спас. И тут внезапно произошел какой-то чудный взрыв, словно явление из другого мира, и среди всех этих мечущихся в панике толп встал Государь Император Николай Александрович... И сразу произошло чудесное изменение...». Здесь очевидно, что автор письма начитался на ночь пророчеств о конце мира и воцарении Антихриста. В этих снах, кстати, нет никаких крестов, а доказательством их истинности предлагается то, что они были видены в один и тот же день (в разные годы) - 22 мая, в день перенесения мощей свт. Николая. Это какой-то новый критерий, вроде гадания в Крещенскую ночь.

Следующий сон: «В октябре 1967 года, накануне празднования 50-летия Октябрьской революции, мне снится Императрица Александра Федоровна в воздухе надо мною, она говорит: "Пока русская земля и русский народ нас не прославят и не признают нашу мученическую, исповедническую кончину как искупительную жертву во имя России и русского народа, над Россией будут "чары"». Истинность этого сна сомнению даже не подвергается. Как дополнительное доказательство автор приводит то, что в ту же самую ночь его собрат, тоже протоиерей, также видел сон, в котором ему снился Государь Николай Александрович. Да-а, это веский аргумент. Однако трудно все же этому сну верить: и общий смысл речи, и особенно слово "чары" (т.е. колдовство, наваждение) совершенно антихристианские и неуместны в устах святого. Есть ли в Житиях подобные примеры, когда святые грозят карами за то, что их еще не прославили? И не должно ли вызывать серьезных богословских вопросов рассуждение о какой-то новой искупительной жертве помимо Христа, Сына Божия, - Искупительной Жертвы за все грехи мира?

Приводятся в книге (в качестве чудес, надо понимать) и рассказы о снах совершенно обыденных, к святости никакого отношения не имеющих: «Я работала ночью над "Альбомом Дома Романовых" и заснула. Во сне я увидела очень элегантную фигуру, это была Императрица. Она ходила в саду с подругой. Я подбежала к ней и говорю: "Ваше Величество, мы будем публиковать Ваши фотографии в Америке". Она улыбнулась необыкновенной сияющей улыбкой, какой я ни на одной фотографии не видела, и сказала что-то одобрительное». Ну и что здесь святого?

Еще один сновидец из Одессы описывает свой сон совершенно фантасмагорического содержания, и он публикуется в книге как истинный на том лишь основании, что, как пишет в комментарии составитель, "на следующий день после прочтения письма незнакомый семинарист передал мне для нашего храма частицы мощей трех только что прославленных одесских святых", именно тех, которые в числе и других одесских святых были видены автором сна и упомянуты в письме.

На все высказываемые "опровержения" описываемых чудес Царственных мучеников и предостережения "не допустить принятия ложных чудес" о.Александр отвечает в предисловии так: "Действительно, в духовной жизни есть такая опасность. Но не менее серьезная опасность – отвержение чудес подлинных, как это делали книжники и фарисеи". Это есть, по его мнению, хула на Духа Святого. Однако святоотеческое правило именно в том и состоит, чтобы из опасения принять ложное чудо за истинное, предпочесть отвергнуть даже и действительно истинное. Вот что сказано в Добротолюбии: "Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, хотя бы то был образ Христа или Ангела. Не верь сему с негодованием, чтобы не потерпеть вреда. Часто и то, что было послано Богом, во вред обращалось многим. Узревший что-либо и приемлющий то без вопрошения опытных, легко (хотя бы то было и от Бога) прельщается, как скорый на принятие помыслов. Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого".

Если составитель руководствовался правилом обратным этому, то неудивительно, что в сборнике оказалось множество свидетельств сомнительных. Представления о "хуле на Духа Святого" в одной из многочисленных редакторских вставок развиваются и далее. Так, (писано было накануне Архиерейского Собора 2000 г.) о.Александр пугает нас этой "хулой" на том основании, что Царственные мученики уже прославлены Зарубежной Церковью, и если мы сомневаемся в истинности этого прославления, значит отрицаем благодатность этой Церкви, чего "не осмеливался делать никто из здравомыслящих православных во всем мире, поскольку такое отрицание может стать "хулой на Духа Святого"". Очевидно, благодатность раскольнической группировки "зарубежников" о.Александр ставит выше благодатности собственной Церкви, которая проявляет осмотрительность и не торопится с решением вопроса. Разве это умаление благодатности не является хулой?

И, наконец, последний перл – письмо одного "многогрешного иеромонаха". Вначале он описывает как в монастыре, после того, как накануне в обитель была принесена икона Царя-мученика Николая (до соборной канонизации), во время служения литургии на престоле произошла "вспышка огня, лепестки которого рассыпались по антиминсу, и затем, собравшись воедино, вошли в напрестольную лампаду". "Я подумал, что это искушение бесовское – такое бывает". Но никакой проверки не последовало, и ничтоже сумняся иеромонах называет этот огонь "Святым", "Благодатным". И финал письма – "еще одно вразумление предстательством Царя-мученика Николая":"У меня в келье не было иконы Царя-мученика, и я не придавал этому значения, считал, что достаточно только в душе почитания. Но Господь судил иначе. Во время встречи с духовным чадом, одержимым бесом, при моей беседе с ней, бес стал говорить: "Царь Николай находится перед очами Божиими, как я сижу перед тобой, и молится за всех - за Русь, а у тебя, нерадивого монаха, даже иконы в келье нет". Вот какое назидание послал Господь мне, грешному", - заключает монах. "Я быстро заказал своему другу написать икону Царя-мученика, и с тех пор она стоит в моей келье в иконостасе". Какие тут могут быть комментарии, когда внушения беса интерпретируются как назидание Господне, и исполняются с такой усердной поспешностью! Этот очевидный ляпсус был замечен и самим составителем: из второго издания бес исключен, внушения исходят уже из уст "духовной дочери, страдающей тяжелой болезнью". Но это явное искажение фактов.

Может возникнуть вопрос, к чему теперь вся эта полемика и все эти разбирательства, когда Царская семья уже канонизирована Собором? Мы рассуждаем не об обоснованности решения Собора, а об основах и принципах духовной жизни. К благой, истинной цели ведут не всякие пути, и не всякие средства ею оправданы. Канонизация вовсе не подтверждает истинности всего предлагаемого множества связанных с Царской семьей чудес. Как в математике, теорема может быть верна, но ошибочные ее доказательства должны быть отвергнуты как ложные.

Грустно немного – что останется от этого сборника чудес, если его просмотреть трезво и исключить все сомнительное?

Итак, братья и сестры, будем рассудительны во всем и не будем забывать об осмотрительности даже при чтении книг, купленных в церковной лавке. И да не введет нас наше легковерие во искушение, но да дарует нам Господь Духа разума, чтобы избежать нам всех соблазнов и обольщений лукавого. Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР ( 2002 г.)

Православие.Ru Конструктор сайтов православных приходов Каталог Православное Христианство.Ру Яндекс цитирования