Наступил уже час пробудиться нам от сна... Ночь прошла, а день приблизился: итак
отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и
пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о
плоти не превращайте в похоти.
(Рим.13,11–14.)
Пост является изначальным установлением Божиим. Заповедь, данная Адаму в раю,
была именно заповедью поста, т.е. воздержания от снедей. Смысл поста есть принятие на себя духовного подвига с целью
получения Божественных дарований. Как сказано в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его. Постился Моисей перед Богооткровением на горе Синайской, когда Бог «говорил с ним лицем к лицу, как бы говорил кто с
другом своим». Постился Илия на горе Хориве, и явился ему Господь «во гласе хлада тонка». Постом ниневитяне отвратили от
своего прежде нечестивого города гнев Божий и были спасены. И Сам Господь Наш Иисус Христос постился перед началом Своего
спасительного служения. С первоапостольских времен был установлен Церковью пост, названный Великим. 69 апостольское правило
повелевает: «Всем верным 40 дней перед Святой Пасхой проводить в посте и воздержании со всяким тщанием, приводя на память
те дни, в которые Господь, укрепившись постом как человек, победил нашего противника – дьявола». Т.о. одна из причин Поста
– подражание Христу: и 40-дневному пощению Спасителя – в частности, и в целом – следование по стопам Христовым исполнением
заповедей Евангелия. Назначение Великого поста в том, чтобы мы с вами, предочистив себя воздержанием, покаянием и сугубой
молитвой, подготовились к духовному переживанию Святых Страстей и Светлого Христова Воскресения. Дабы нам, по слову
Апостола Павла, соединяясь со Христом подобием смерти Его, быть соединенными с Ним и подобием воскресения.
Пост есть средство абсолютно необходимое для нас, если желаем своего спасения,
– только через самораспятие плоти своей со страстьми и похотьми можем мы приобщиться к спасительным дарам искупительного
подвига, совершенного на Кресте Сыном Божиим. Неслучайно в Прощеное воскресенье перед началом поста вспоминается Адамово
изгнание из рая. Нарушение заповеданного в раю Адаму Богом нетрудного поста лишило человека одеяния славы, райского
Богообщения, подвергло тирании дьявола и власти смерти. Христос же, Новый Адам, пришедший спасти Адама Ветхого, прежде
чем вступить на поприще служения, – постился, победил искушения дьявола, и окончательно низложил его на Кресте, разрушил
власть его над потомством Адамовым, упразднил державу смерти и вновь отворил врата Рая Божия. Таким образом, и для нас
путь в райские обители должен быть противоположен пути изгнания из Рая, т.е. через пост вместо невоздержания.
|
ВЕЛИКИЙ ПОСТ – ПРЕДДВЕРИЕ ПАСХИ
Как сказал Иоанн Златоуст: «Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом
тем, которые прежде не позаботились исцелить себя постом».
Великий пост установлен для нас Матерью-Церковью как время изгнания. Духовное
состояние постящегося – это тоска по Отчему дому. В одну из подготовительных Недель перед постом читается Притча о блудном
сыне, по своей вине страдавшем на чужбине, но одумавшемся и возвратившемся к отцу. Умилительное песнопение «На реках
Вавилонских…» приводит нас в состояние томившихся в вавилонском плену иудеев, плакавших об утраченном ими Иерусалиме
и призывавших на себя проклятие, если забудут о нем. По слову Иоанна Лествичника: «Изгнанничество есть отлучение от всего,
с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Изгнанник есть любитель и делатель непрестанного плача». Изгнанные некогда из Рая, мы не можем иметь надежды на возвращение, не будучи прежде изгнаны из мира.
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего», – говорит ап.
Иоанн Богослов. И наше постное воздержание должно быть устремлено к самому полному отвержению мира (Всяк подвизающийся
воздержится от всего) и похотей его, дабы умертвить земные члены наши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание.
Воздержание в пище, предусмотренное постом, не является его самоцелью, но вспомогательным средством для духовного
преуспеяния, составляющего суть поста – удаления от зла, освобождения от господствующих в нас страстей, искоренения греха,
очищения сердца, украшения души добродетелями, – по сказанному: "Уклонися от зла и сотвори благо". «Воздержание в пище,
– говорит свт. Иоанн Златоуст, – Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием
для исполнения заповедей».
В великопостных песнопениях поется: «Постясь от брашен, но не очистившись от
страстей, напрасно радуешься, душа, неядению. Если не послужит тебе воздержание к исправлению, возненавидена будешь от
Бога, злым демонам уподобившаяся, никогда не ядущим». Постясь телесно, братья и сестры, будем же поститься и духовно,
воспользуемся святым постом – этим лекарством от грехов, во исцеление и здравие наших душ, и пусть приведет он нас к
светлой радости Воскресения Христова!
Иеромонах ФЕОДОР
|
О ТРАПЕЗЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Великий пост – это пост строгий. В продолжение всего поста разрешается вкушать
только продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мёд, крупы); исключается т.н. «скоромная» пища,
т. е. пища животного происхождения (мясо, молоко, сливочное масло, яйца, сыр), не разрешается даже рыба. Рыбу в Великий
пост вкушают только дважды, в праздники: Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Пищу с
растительным маслом, по уставу, употребляют в субботу и в воскресенье.
Продолжительность Великого поста – шесть недель плюс Страстная неделя, которая
в Великий пост не включается, но по отношению к пище вместе с первой седмицей (неделей) составляет самое строгое время
поста. В монастырях в эти дни некоторые даже совсем воздерживаются от еды, но, конечно, это касается лишь здоровых людей,
духовно готовых к столь строгому посту. Для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти
требования по благословению духовника ослабляются.
Ограничения в пище касаются не только ее качества, но и количества и времени
вкушения. Мы не употребляем определенного рода продуктов, но и того, что дозволено, вкушаем немного, не слишком рано и
нечасто. В менее строгие дни пища вкушается дважды, в более строгие – один раз в день. В отношении количества пищи единую
меру для всех установить невозможно. Ее благоразумно должен определить каждый сам для себя, исходя из знания крепости и
потребностей своего организма.
Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не
засеянному полю, без молитвы принесёт лишь сорняки. Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочных продуктов,
но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. Пост должен сопровождаться воздержанием от
всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, лёгкого чтения, весёлой музыки, смотрения телевизора и т. п. Если
всё это влечёт сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать своё сердце от развлечений хотя
бы во дни поста. Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает всё без разбора,
даже не разжёвывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви. Подлинное значение поста ярко
раскрывается в одной из стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной покаяния»
называют церковные молитвословия великопостное время. Великий пост – это путь преображения человеческой души. Путь от
рабства – к свободе, от греха – к добродетели, от смерти – к Воскресению. Помоги нам Господь достойно провести эти дни
и радостно встретить светлый чудесный праздник Пасхи.
|