«Вера моя… да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя»
Молитва утренняя, 8-я
Спасение есть цель и путь жизни истинно христианской. Спасительная
духовная жизнь начинается с устремления души к Богу как к Спасителю, с веры в Него. Вера является необходимым
условием спасения. «Без веры, – говорит Писание, – невозможно угодить Богу».
Уверовавшему Евангелие обещает, что он не будет осужден и будет иметь жизнь вечную. Какова же должна быть наша
вера, чтобы мы могли надеяться быть наследниками этих обетований? Ведь понятно, что вера вере – рознь. И бесы
по-своему веруют. И десять евангельских дев все со светильниками, с верою ожидали Жениха, но не все вошли с Ним
на брачный пир.
Полноценная вера обнимает всего человека, всю его душу – и ум, и сердце,
и волю. Но, в соответствие с проявлениями душевной деятельности (имеются в виду разум и воля), можно выделять
различные аспекты веры, говорить о вере догматической и деятельной. Под верой догматической понимается то, во что
мы верим, что признается нами за истину. И хотя предметы веры сверхразумны и непостижимы, однако есть положения,
на которых зиждется христианство, и без сознательного принятия которых невозможно называть себя христианином,
невозможно уповать, что мы находимся внутри ковчега спасения – Церкви. Вера не в том ведь только состоит, чтобы
признавать бытие Божие. «Веровать в Бога, – говорит свт. Григорий Палама, – значит православно мыслить о Нем».
Христианское вероучение о Боге называется богословием, а основополагающие его истины – догматами.
В античной культуре до Р.Х. «догмой», или «догматами», назывались
философские положения какой-либо школы, считавшиеся аксиомами, или, вообще, общепризнанные, бесспорные истины.
«Догматами» именовались также и царские или военные указы, которые подлежали беспрекословному исполнению.
Ап. Павел в своих посланиях называет «догматом» Ветхозаветный закон и, в другом месте, – все учение Евангельское.
В эпоху Вселенских Соборов в опыте Церкви и в учении Св. Отцов утвердилось
понимание догматов как вероучительных истин, обсуждавшихся на Соборах и получивших соборные определения,
или формулировки. Не все истины Христианства включаются в число догматов, а только наисущественнейшие,
содержащие в себе учение о Боге и о Его отношении к человеку. (Важнейшие из них – это догматы о Св. Троице
и о Богочеловечестве Иисуса Христа.) Догматы – это именно истины веры, и мы отличаем их других истин христианского
Откровения, например, от содержащихся в Св. Писании истин исторического характера, от пророчеств о судьбах
мира и Церкви, от истин, относящихся к христианской деятельности, т.е. законов нравственных, или заповедей, и от
правил церковных, или канонов. В истинах второстепенных Св. Отцы даже считали полезным некоторое самостоятельное
размышление, а ошибку неопасной. В отношении же догматов церковная история свидетельствует нам, какую важность
придавали Отцы Церкви их исповеданию со всей безупречной точностью. По своему существу, догматы – это
Богооткровенные истины, преподаваемые Церковью как непререкаемые и неизменные правила спасительной
веры. Т.е. той веры, только следуя которой мы можем достичь спасения.
|
ДОГМАТЫ И СПАСЕНИЕ
Господь Вседержитель. Мозаика храма св. Софии Константинопольской
Кто-то может возразить, мол, главное в деле спасения – это жизнь по заповедям и творение добрых дел, а труднопостижимые догматы – это удел ученых богословов. Еще в раннехристианскую эпоху существовала секта гносеомахов, отвергавших необходимость для христиан всякого познания и даже изучение Св.Писания. Правильное церковное отношение к знанию выражается словами митрополита Филарета (Дроздова): «Необходимо, чтобы никакую, даже в тайне сокровенную, премудрость мы не почитали для нас чуждой и до нас не принадлежащей, но со смирением устрояли ум к божественному созерцанию».
Отрицание значения догматического сознания для религиозной жизни возродилось как философская теория в XVIII в. в протестантской среде. Адогматисты полагали, что религия должна основываться исключительно на нравственности или на религиозном чувстве. То, что вне нравственной, добродетельной жизни, вне творения заповедей спасения нет, – это безусловно. Так вспомним же о том, что гласит первая из заповедей Десятословия: «Аз есмь Господь Бог Твой…». Она как раз и обязывает нас пребывать в истинном Богопознании. «Богопочитание, – говорит свт. Кирилл Иерусалимский, – заключается в точном познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоугодны Богу, не приемлет Он и дел, если они не основаны на догматах благочестия».
Между верой и нравственностью существует глубокая и неразрывная связь. Об этом говорят нам слова Христовы: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8,31). Т.е., как с одной стороны, вероучительные истины о Боге открываются человеку по мере чистоты его жизни, так и с другой, Богопознание освобождает нас от власти греха. Причем, поскольку догматика не только ложится основанием мировоззрения верующего человека, но и определяет цель, путь и весь строй его духовной жизни, свт. Григорий Нисский заключал, что «догмат важнее и выше, чем заповедь».
|
Другое возражение. Догматы, якобы, являются вещами второстепенными потому,
что не содержатся в Священном Писании, а прибавлены к Евангельским истинам в более позднюю эпоху жизни Церкви.
Действительно, догматы, которых мы придерживаемся, определены, сформулированы на Вселенских Соборах, т.е.
в IV – IX веках по Р.Х. Однако, это не значит, что они произведение человеческое. Если мы вникнем в суть дела, то
несомненно убедимся, что всякий догмат не есть некое нововведение, а только раскрытие, изложение в понятиях
тех истин, которые изначально были приняты Церковью через Божественное Откровение, свидетельство о них.
Эти истины имеют свои основания в Св.Писании и всегда содержались в Предании Церкви. И наконец, само
соборное церковное богословствование совершалось в Св.Духе, который со дня Пятидесятницы неизменно
пребывает и действует в Церкви («изволися Духу Святому и нам…»).
Также возможны попытки отвергать догматические определения, исходя из
ложного понимания так называемого апофатического богословия: мол, «Бога никтоже не виде нигдеже», поэтому,
якобы, нечего и пытаться что-либо утверждать о Нем. Действительно, по естеству Божественные истины не достижимы
для человеческого ума, они восприняты нами по Откровению от Самого Бога. Бог, Которого «никто не видел нигде»,
открывается нам в Сыне, Который «сказал нам все, что видел у Отца». Имея Евангельское Откровение, рассуждать
о Боге, как о некой неопределяемой бескачественной Трансцендентности, является уже прямой хулой. Православные
молитвы и почитание воздаются «Ведомому Богу» (надпись на соборе Св. Троицы в Лавре прп. Сергия). Догматы не
противоречат непостижимости Божией: например, один из великих апофатистов — прп. Максим Исповедник был
в то же время и великим догматистом. Они не являются попытками дать определение Богу. В глубине своей каждый
догмат остается непостижимой тайной. Догмат – это скорее предохранительный направляющий указатель, задающий
человеческому разуму верное направление и устанавливающий границы, за пределами которых начинается заблуждение, ересь.
Существенное значение догматов для спасения вытекает из того, что
спасение не есть только нечто, что когда-то где-то произойдет там, за горизонтом нашей земной жизни. Оно должно
совершаться и устрояться сейчас и каждодневно на протяжении всей этой жизни, а в будущей — придти в свое
завершение и осуществление. Спасение есть Богоприобщение, воссоединение с Богом, Богопознание – через
уподобление Ему по руководству Евангельских заповедей и догматов. Христианское Богопознание не есть дело
одного только ума, оно есть Богосозерцание, Богоединение, равнозначное спасению.
Поэтому, не следует считать мысль, разум человека и содержимые им
догматы чем-то маловажным для спасения. От принятия правильных мыслей, – говорит Игнатий Брянчанинов,
– рождается все доброе, а от принятия ложных – все злое. Мысль подобна корабельному рулю, от этой малой
доски зависит направление и участь всей огромной машины. Неведение, искажение спасительных истин,
следование неверным курсом неминуемо приведет духовную жизнь к кораблекрушению. Обнаружится, что
мы стремились совсем не к Истинному Богу. И дело нашего спасения окажется упавшим домом, не
основанным на твердом камне догматов веры.
Иеромонах ФЕОДОР (2003 г.)
|