Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
в поселке Киевский

Московский патриархат

Главная Контакты Строительство Духовенство Проповеди и статьи Фотогалерея Расписание Библиотека

В 1833 г. отошел ко Господу блаженный старец Серафим, иеромонах Саровской обители. За свою истинно-христианскую подвижническую жизнь и благодатность он еще при жизни был благоговейно почитаем и любим современниками. Многие приходили к батюшке Серафиму за духовным или житейским советом, за помощью, с твердой веру в силу его молитв пред Богом. На земле он был уже небесный человек. Еще при жизни преподобного в полноте своей обнаружились духовные плоды его подвижничества и его всецело преданной Богу жизни. Это непрестанное богомыслие, ум, как бы плавающий в Священном Писании и учении Св. Отцов, совершенное знание человеческого сердца, способность духовного общения с людьми, живущими на дальних расстояниях, владычество над бессловесными тварями, прозрение в будущие судьбы как отдельных людей, так и целого народа и др. В нем, как в избранном сосуде, почивала благодать и сила Божия, покоряя души человеческие и творя через него великие чудеса. Удостоенный многократных явлений Божией Матери, преподобный Серафим можно сказать был Ее учеником. После блаженной кончины старца память нем, как об истинном угоднике Божием распространилась по всей православной Руси. Дивный во святых Своих Господь явил многие чудесные знамения и исцеления предстательством отца Серафима. В 1892 г. специальной комиссией Святейшего Синода было начато расследование свидетельств о чудесах и исцелениях по молитвам о. Серафима. За два с половиной года работы комиссией было изучено около ста случаев (в действительности их было гораздо больше) благодатной помощи по молитвам блаженному старцу Серафиму и большинство из них было признано несомненно достоверными. Об этом в 1895 г. было сделано представление в Синод. Однако окончательного суждения о прославлении Саровского подвижника вынесено не было. Запись чудесных знамений по молитвам старца продолжалась. В 1902 г., 19 июля, в день рождения батюшки, император Николай II, помянув подвиги и всенародное почитание блаженного Серафима, выразил желание, чтобы начатое в Синоде дело о его прославлении было доведено до конца.

Ровно через год, 19 июля 1903 года (или 1 августа по новому стилю), состоялось открытие мощей и прославление преп. Серафима Саровского. В Саровских торжествах принимали участие государь император Николай II с императрицей Александрой Федоровной, вел. князь Сергей Александрович с супругой, вел. княгиней Елизаветой Федоровной и другие члены императорской фамилии. На праздник стеклось около 100 тысяч богомольцев. После божественной литургии, с поминанием св. Серафима, был отслужен первый (вместо прежних панихид) молебен преподобному и совершён крестный ход с его мощами. Прославление сопровождалось многими чудесными исцелениями. Новая яркая звезда воссияла на небосклоне церковном. Как и преп. Сергий Радонежский, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, его сильным небесным предстателем и дивным помощником.

Прославление преп. Серафима

Преподобный Серафим Саровский

Тайна живого молитвенного богообщения определяет духовное наследие преп. Серафима. Другим богатством являются прекрасные краткие его наставления. Истинное сокровище Богословия – его «Беседа о цели христианской жизни», записанная Мотовиловым. Некоторые из поучений преп. Серафима мы приводим ниже.

Иеромонах ФЕОДОР

ИЗ ПОУЧЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА

«Господь ищет сердца преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной славы. “Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе”, – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».

«Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный хранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на все обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по словам Псалмопевца: …и на враги моя воззре око мое. От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкающий, иский кого поглотити, и те, которые напрягают лук свой состреляти во мраце правыя сердцем».

«Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других. Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай».

«Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умозрения.

Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги. Путь умосозерцательной жизни состоит в возношении ума ко Господу Богу в сердечном внимании, умной молитве, и созерцания через таковые упражнения вещей духовных.

Всякому желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную, ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно».

Преподобный
 Серафим Саровский

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Стяжание – все равно что приобретение, подобное наживанию денег в мирской жизни. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный приобретается через земные товары, т.е. добродетели, делаемые ради Христа. Оно-то, это стяжание Святого Духа, собственно и называется тем елеем, которого не доставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо: “Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется же Тройческим единством священнотайне”».

Православие.Ru Конструктор сайтов православных приходов Каталог Православное Христианство.Ру Яндекс цитирования