Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
в поселке Киевский

Московский патриархат

Главная Контакты Строительство Духовенство Проповеди и статьи Фотогалерея Расписание Библиотека

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

(Иоанн 1,14)

«Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь», – такими словами сошедшего с небес Ангела было возвещено миру через нескольких вифлеемских пастухов о Рождении, Рождестве Христовом. Об этом великом и радостном событии предвозвещало чуть ранее Введение во храм Пресвятой Богородицы и было объявлено непосредственно Благовещением Ей Архангела. Премудрыми путями Божественного Промысла к этому дню человечество готовилось и велось не только этими явлениями Нового Завета, но и на протяжении всей ветхозаветной истории от самого сотворения мира. Еще первым людям, грехом отпавшим от Бога, при изгнании из Рая было дано утешение, что Семя Жены сотрет главу и власть над ними соблазнившего их змия (Быт.3,15). Эти слова называются Первоевангелием и понимаются именно как обетование о грядущем рождении Спасителя (Семени), который разрушит дела диавола и восстановит единение человека с Богом. «Адам обманулся древле и, вожделев быть Богом, не сделался. – Человеком делается Бог, чтобы обожить Адама», – поется в стихирах за богослужением.

Бог великий, сильный и страшный, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может, в различных образах являлся людям и в Ветхом Завете: Аврааму – под образом Ангелов, Моисею – в неопалимой купине (горящем и несгорающем кусте), народу израильскому – в столпе облачном или в столпе огненном. Однако все богоявления ветхозаветные были лишь тенью и прообразом той полноты Богооткровения, которая была явлена Рождеством Христовым. В Мессии-Христе достигнута цель и осуществились прообразы и пророчества всего Ветхого Завета, исполнились самые возвышенные и сокровенные чаяния всего ветхозаветного человечества. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1,8). О совершившемся ныне Богоявлении пророчествовал пророк: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним… Он явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3,36-38).

Настоящий праздник, доступный пониманию и взрослого человека и ребенка, вызывающий у всех чувство тихой радости и умиления, Церковь называет, однако, великим и непостижимым таинством: Таинство странное вижду и преславное: Небом становится вертеп, Престолом херувимским является Дева, а ясли служат вместилищем, в котором полагается Невместимый Христос Бог, – поется в песнопениях. Таинственность и непостижимость Рождества в том, что рожденное Марией Девой Отроча есть Богомладенец, соединивший в Себе Божественную природу с человеческой. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, – говорит апостол Павел. Боговоплощение, совершившееся в момент Благовещения и бывшее до времени тайной Девы, осуществляется и проявляется в Рождестве Христовом и открывается всем людям. Домостроительство (как говорят Свв. Отцы) о Воплощении среди всех творческих дел Божественной Премудрости – самое величайшее, совершеннейшее и славнейшее. Оно было предуставлено в Божественном Совете изначально, прежде всякого другого замысла и дела. В этом смысле Св. Писание называет Воплощение началом путей Господних, а Воплощенное Божественное Слово – Перворожденным всей твари. По сказанному: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли (Притч.8,22-23).

Замысел о Воплощении, по изъяснению Отцов, как некая драгоценнейшая жемчужина, хранился до определенного времени в сокровищнице Божественного Совета сокрытым даже от ангельских Умов. Еже от века утаенное и Ангелом несведомое таинство: Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог в неслитном соединении воплощаемь, – поется в воскресных тропарях. Но вот, когда пришла полнота времени, тайна сия была открыта прежде Ангелам, а через них и всем людям, и самое дело совершилось: Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от Жены.

Рождеством Христовым приоткрывается нам также не менее великая тайна о Боге Самом в Себе – тайна Божественного Триединства. Родившийся как Сын Человеческий Христос есть воплотившийся Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, о котором говорит евангелист Иоанн Богослов: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1,1). В начале означает «прежде всего, что получило начало, т.е. извечно», в Символе веры о Сыне Божием исповедуется как о «Иже от Отца рожденном прежде всех век». Таким образом, Сын безначален, как не имеет начала Бог Отец, собезначален Отцу. Вопреки этому учил ересиарх Арий, утверждавший, что «было время, когда не было» Сына, что Сын, хотя и наивысшее, но есть творение Отца. О Своей превечности (что тождественно Божеству) Сам Христос говорит: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 6,58), со всей очевидностью подразумевая не исключительно Авраама, но любого из праотцев, вплоть до Адама, и вообще всякое творение. Поскольку Сам Он – начало всякого творения, по сказанному: все чрез Него (Сына) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1,3).

БОЖЕСТВЕННЫЕ ТАЙНЫ

РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Рождество Христово

* * * * * * *

РОЖДЕСТВО

Казалось, что праздник наступит –
Прекрасными будут слова,
Но разум немеет пред тайной и чудом
Явления в мир Божества.

Младенчествуй, сердце! и ум не посмеет
Тебя празднословьем смутить
Одно лишь святое молчанье сумеет
Рождение Слова почтить.

...Верблюды волхвов, как младенцев, качали
И звёзд расцветали над ними сады.
И было молчанье, как сон от печали,
Как радость от встречи, как свет от звезды.

Дары приносили Ему, и страданья
Он с кроткой улыбкой в дарах прозревал
И Ангел Господень Благое Молчанье
У входа в пещеру входящих встречал.

Наталья Долгополова

* * * * * * *

Свв. Отцы и составленный ими Символ веры учат нас не представлять превечное «рождение Сына от Отца» по соответствиям природной жизни, когда рождающий своим бытием предшествует рождаемому и превосходит его. Словом «рождение» Св. Писание выражает приспособительно к нашему уму неизъяснимую тайну Божественных отношений Лиц Святой Троицы. «Рождение» должно быть понимаемо богоприлично, соответственно совершенству Божественной природы, оно вечно, а не происходит во времени, оно означает ближайшее и теснейшее единение между Рожденным и Родившим и исключает сотворенность Сына Отцом. «Рождение в том и состоит, – разъясняет Иоанн Дамаскин, – что из сущности рождающего производится рождаемое; творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего». Таким образом, Единородный (по определению Евангелия) Сын, сущий в недре Отчем, должен быть и является «единосущным Отцу, Богом истинным от Бога истинного» (Символ веры).

Христос говорит иудеям: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего (Ин. 8,19). Свт. Кирилл Александрийский разъясняет: «Видите, как показывает единосущие, ибо разносущное не узнается из разносущного. Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющие одну природу познаются одно из другого». Итак, Сын Божий есть истинный Бог, Единородный Сын по Божеству превечно рождаемый Богом Отцом. В последок дний Он «воплощается от Духа Свята и Марии Девы», рождается в образе Сына Человеческого.

Бездна тайн заключается в Рождестве: и Кто воплощается, и каким образом без мужа происходит рождение, и каково чудесное соединение Божества и человечества во Христе Иисусе. Чудесе Рождества Твоего сказати язык не может: преславну бо сущу зачатию, непостижен есть образ рождения (Догматик 7 гласа). Будучи родоначальником нового человечества, Новым Адамом, Христос и рождается не по законам ветхой природы, подвластной первородной греховной порче и тлению, ибо рожденное от плоти плоть есть, и не могло бы быть ни Сыном Божиим, ни Спасителем от греха и тления. Одна из важнейших христианских истин, связанная с Божеством Родившегося, – это та, что Христос рождается от Девы не от похоти мужеския, но от осенения Святым Духом. Дивимся Богомужному рождеству Твоему, Пречестная: искушения бо мужескаго не приемши, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рожденнаго без матере… (Догматик 3 гл.). Поскольку зачатие было бесстрастным, то Пресвятая Дева при Рождестве не испытала родильных мучений, определенных Еве и всем рожденным от нее дочерям человеческим как наказание за прародительский грех. Ссылаясь на пророчество Исайи, свт. Григорий Палама говорит: «Прежде нежели наступили Ей боли, Она, избежав страдания (Ис. 66,7), родила во плоти превечное Слово». Не претерпев болезненных мук, Пресвятая Дева при родах не нуждалась в посторонней помощи и, как сказано в Евангелии, Сама спеленала Сына своего Первенца, и положила Его в ясли. Еще одна сторона чудесности Рождества – это всеобщее убеждение Церкви в неповрежденности девства Пречистой Матери. Якоже купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси… Непорочная по рождестве Емманулеве пребысть нетленна, – непрестанно воспевается на Всенощном бдении (Догмат. 2 и 5 гл.).

Неуместно допытываться более: как? и каким образом? – дивные дела Божии не поддаются объяснению. На вопрос: Како будет сие? только один может быть ответ: Идеже хощет Бог, побеждается естества чин. Другой ряд подобных недоуменных вопросов о тайне Рождества проистекает из попытки понять, каким образом возможно было соединение, сосуществование Божественной и человеческой природ во Христе?

Как Неприступный Бог является всем доступным человеком? Умалилось ли Божество, заключенное в человечестве? Или человеческая природа была поглощена Божеством?

О полноте Божества в Иисусе Христе говорит нам Писание: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2,9). И Сам Он свидетельствует об этом: «Я и Отец – одно… Видевший Меня видел Отца; … Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 10,30; 14,9-10). То же доказывается и многочисленными Его делами. И в то же время Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни;… Он был презираем, и мы ни во что ставили Его… Он был поражаем, наказуем и уничижен… (Ис. 53,3). Попытки примирить эти противоречия по разумению человеческому породили множество заблуждений и ересей. Одни утверждали, что Христос Бог воплотился только призрачно, только казалось, что Он уставал, страдал и т.д. На это свв. отцы отвечают, что если призрачно воплощение и распятие, то призрачно и мечтательно и наше спасение. Другие учили, что человечество Спасителя было иной, более совершенной природы, чем наша, что через Деву Марию Он прошел как бы «сквозь некую трубу», ничего от Нее не позаимствовав, и имел тело «небесное», «космическое». Иные полагали, что не вся человеческая природа была воспринята Христом, а только тело и неразумная часть души, ум же был замещен Божественным Логосом. Отцы опровергали подобные мнения мыслью, что, если ум или какая-то другая часть человеческой природы «не воспринята, то она и не уврачевана», не исцелена, и именно ум, как важнейшая часть человека, как причина греха, прежде всего нуждается в исцелении. Четвертые богохульствовали, что Божество соединилось с человеческой природой Христа неким «относительным, нравственным соединением», по подобию единения мужа и жены, пребывало в человеке Христе «как в храме» и могло оставить Его, как, например, на Кресте.

На все подобные лжеучения Свв. Отцы на основании Св. Писания и Св. Предания сформулировали великий догмат Халкидонского собора, гласящий, что «в Иисусе Христе Божественная и человеческая природы соединились неслиянно, неизменно, непреложно, нераздельно и неразлучно». Т.е. при соединении природы не слились между собою, и не составилась из них некая новая; не изменилась ни одна из них и не преложилась в другую. Но, пребывая совершенно целыми и неизменными, два естества во Христе не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, а нераздельно соединены в Единую Ипостась соединением нерасторгаемым и не разлучатся вовеки: ни на Кресте, ни по Вознесении. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! – восклицаем вместе с Ап. Павлом. – Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

В Рождестве Христовом является нам непостижимая премудрость Божия и открывается величайшая тайна Божественной любви. Так возлюбил Бог мир, что Сын Божий посылается, и «нас ради человек и нашего ради спасения сходит с небес». Евангелие говорит: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4,9). «Из всего, от века сотворенного Богом, нет ничего, что было бы общеполезнее и божественнее Рождества Христова» (свт. Григорий Палама). Снисхождением, уничижением Бога человек возводится на высоту богоподобной славы.

Рождество Христово

Вертеп в Никольском подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря

Иоанн Златоуст называет Рождение Спасителя митрополией всех праздников – все они и, вообще, все дела Христовы происходят из него и как бы заключаются в Рождестве. В сегодняшнем торжестве мы нераздельно переживаем и прославляем все события божественного Домостроительства: и Преображение, и Страсти, и Воскресение... Так пусть же Боговоплощение и Богоявление духовно совершится ныне и в наших душах, да познаем Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5,20). Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР

Православие.Ru Конструктор сайтов православных приходов Каталог Православное Христианство.Ру Яндекс цитирования