Праздник Преображения посвящается одному из важнейших Евангельских событий, его полное
название: преславное Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Христос открыл и показал Своим
ученикам «невидимую и сокровенную в человечестве Славу Божества Своего».
Преображение произошло в конце земного служения Спасителя незадолго до Крестных
страданий. Апостолы после трехлетнего следования за Христом и общения с Ним признали и исповедовали в Нём (устами Симона
Петра) истинного Мессию и Сына Божия: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. Но они ожидали, что Учитель их и
Господь примет Свою славу здесь на земле и вскоре воцарится над Своим народом. С того времени Иисус начал открывать
ученикам Своим, что Царство Его не временное и не от мира сего, но духовное и вечное, здесь же Ему должно
много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Чтобы
ободрить повергнутых в скорбь этими словами Своих учеников и утвердить их в вере в Него, Христос обещал им: Истинно
говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии
Своем. На восьмой день после этих слов взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их
одних. Избрание из всех учеников только трех и возведение их на гору показывает, что только душе, отрешившейся от
земного, и уму, устремленному в горняя, может быть дано Божественное откровение, и только избранные из лучших удостаиваются
его.
Во время молитвы на горе Христос преобразился перед апостолами,
и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, блистающими, как снег. И явились им два
мужа – Моисей и Илия, беседующие со Христом. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало
совершить в Иерусалиме. «Пророки свидетельствовали Ему благодарение, что пришествием Его исполнились слова их;
воздавали Ему поклонение за спасение человеческого рода, за то, что на деле исполнил тайну, которую они описывали. В этом
восшествии на гору была радость пророкам и апостолам. Радовались пророки, увидев Его человечество, которого не знали;
радовались апостолы, увидев Славу Его Божества, которого не понимали» (Ефрем Сирин).
В то время, когда Христос молился, Петр же и бывшие с ним отягчены были сном. Но,
пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
|
Преображение Господне
В трепете и изумлении наслаждались апостолы зрением Божественной
славы, «блиставшей как молния» в лике Христовом и открытую им Господом в той мере, в какой возможно было видеть человеку
– «якоже можаху». В благоговейном страхе, не осознавая, что говорит, апостол Петр воскликнул: Господи! хорошо нам
здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. «Воистину не знал, что
говорит, ибо уравнял Господа с рабами Его» (Григорий Палама). Ни Сам Иисус не отвечает, ни Илия с Моисеем, но «более всех
достойный веры Отец глаголет из облака».
Когда он (Петр) еще говорил, се, облако светлое осенило их;
и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
«Отец объявляет Сына, неотлучного от славы Божества, Сущий провозвещает Сущего»
(Ефрем Сирин). Двукратно в жизни Иисуса Христа Бог Отец торжественно возвещает миру о Нем, что Он есть Сын Его возлюбленный,
в Котором все Его благоволение. Первый раз – при Крещении на Иордане, и второй раз – при Преображении на Фаворе. Первый раз
надлежало объявить об этом в начале общественного служения Иисуса, а второй раз – перед Его Крестом, для утверждения учеников,
чтобы они, когда увидят Христа распинаемым не разуверились и не пришли в отчаяние, но уразумели добровольное принятие Страстей
Христом ради спасения мира.
|
"...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними:
и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет...
...и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте."
(Матф. 17, 1-7)
Когда был глас сей, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус,
приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
Христос запретил ученикам говорить кому-либо о том видении, которое они видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет
из мертвых. Храня до времени вверенную им тайну, после Воскресения Христова апостолы просветили светом Божественного
Откровения всю вселенную. Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии возвещает:
Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели
славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1,4).
Апостол Петр в своем послании пишет:
Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, быв
очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (2Петр.1,16-17).
Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет
соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа, и единосущие Сына с Отцом. Праздничные песнопения призывают всех
нас очищенными душами достойно прославить этот праздник: Сиянием добродетелей просветившеся, взыдем на гору святую, да
узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущии, узрим Христово преображение,
просвещающее ум наш.
Иеромонах ФЕОДОР
|