Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
в поселке Киевский

Московский патриархат

Главная Контакты Строительство Духовенство Проповеди и статьи Фотогалерея Расписание Библиотека
Куликовская битва

20 СЕНТЯБРЯ – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНЫХ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА И АНДРЕЯ ОСЛЯБИ

ПРЕПОДОБНЫЕ ВОИНЫ-СХИМНИКИ

Началом освобождения русского народа от монголо-татарского ига стала Куликовская битва, состоявшаяся 21(8 ст.ст.) сентября 1380 года. Эта победа, одержанная под предводительством великого князя Димитрия Донского, завоёванная дорогой ценой, явилась сигналом к объединению и восстановлению единства Руси.

Вместе с другими героями той битвы, церковь особо чтит память монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Перед своим походом на Мамая великий князь Димитрий Иоаннович посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами врага. Он просил у преподобного отпустить с ним двух иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость, воинское искусство были ещё свежи в памяти: до принятия монашества оба славились как храбрые богатыри и доблестные воины. Вот этих-то иноков и просил в свои полки великий князь, надеясь, что люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством смогут быть примером для его воинства. Преподобный не замедлил исполнить просьбу великого князя: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе приуготовляться на ратное дело.

ПРЕПОДОБНЫЕ ВОИНЫ-СХИМНИКИ

С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца и игумена. Он повелел им вместо шлема и лат возложить на себя схимы с изображением Креста Христова.

благословение иноков на битву

В те времена витал в воздухе миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, ибо будто бы они владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше. Поэтому Сергий Радонежский, узнав волю Божию, решился послать на битву духоносных монахов. Нужно было воодушевить русское воинство.

Был у Мамая любимый батыр по имени Челубей, родом печенег. Сила его была подобна силе древнего гиганта-филистимлянина Голиафа: ”пять сажен высота его, а трех сажен ширина его”. Был Челубей не простым воином. Существовала секта воинов, исповеданием ее являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое ”бон(г)-по”. Это верование — древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, но духам-богам, обитающим в нем; согласно же Божественного Откровения “вси бози язык бесове” (псалом 95). Челубей был самой высокой степени посвящения в бон. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех враг его был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою.

Наступил грозный час битвы, которая должна была решить участь тогдашней Руси. В самый полдень 21(8 ст.ст.) сентября 1380 года оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы. С татарской стороны выехал вперёд Челубей. Он грозно потрясал копьём и призывал на единоборство кого-либо из русских витязей. Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: «Ах, если бы нашёлся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» И хотя много было среди них богатырей, но никто не решался вызваться добровольно на такой подвиг.

Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступил один из Сергиевых иноков, его усердный послушник Пересвет-Александр... Пламенея ревностию по вере Христовой и любовью к дорогой Родине, он не стерпел дерзкого поношения всему воинству православному, выехал вперёд и, обратившись к великому князю Димитрию Иоанновичу и другим князьям, сказал: «Не смущайтесь этим нисколько; велик Бог наш и велика крепость его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе, но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу его во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!»

Вместо брони и шлема Александр был облачён, как и благословил его преподобный Сергий, в схиму Ангельского образа. Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя святою водою, простился со своим братом Андреем Ослябей, с великим князем и со всем воинством православным. Все были тронуты до слёз самоотверженностью инока, все молили Бога о помощи.

Вооружённый тяжеловесным копьём, Пересвет подобно молнии, устремился на своём быстром коне против Челубея. Оба воина сблизились, ударили друг друга копьями столь громко, столь крепко и сильно, что, казалось, потряслось самое место битвы, и оба упали мёртвыми на землю!

поединок Пересвета с Челубеем

После победы на поле Куликовом великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители.

Андрей Ослябя остался в этой битве невредим: в 1398 году великий князь Василий Дмитриевич посылал его в Царьград. Он погребен рядом со своим соратником Александром Пересветом в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Из Житий Святых

Православие.Ru Конструктор сайтов православных приходов Каталог Православное Христианство.Ру Яндекс цитирования