Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
в поселке Киевский

Московский патриархат

Главная Контакты Строительство Духовенство Проповеди и статьи Фотогалерея Расписание Библиотека

В образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, Который почил на нём и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всём.

Свт. Григорий Нисский

Исторической причиной праздника Воздвижения Креста Господня явилось событие обретения Честного Древа Креста благоверной царицей Еленой в 326 г. по Р.Х. Трижды императору Константину Великому накануне труднейших сражений являлось на небе сияющее ярче солнца знамение Креста с надписью: «сим побеждай». По откровению, полученному им от Самого Христа, император повелел мастерам золотых дел сделать изображение креста, подобное виденному им знамению. Вопреки преобладающему языческому сознанию, для которого крест был «злополучным знаком смерти», по повелению Константина изготовленный им честный Крест был носим во время битвы впереди войска. И трижды силою спасительного знамения Креста были одержаны победы над превосходящим оружием противником. Уразумев из этого силу Распятого на кресте Христа и уверовав в Него как в Истинного Бога, Константин принял крещение вместе со своей благочестивой матерью Еленой и затем отправил ее в Иерусалим с большими дарами для поисков подлинного Креста Господня. После долгих розысков и расспросов удалось, наконец, отыскать некоего старца-иудея, который под угрозой пыток сообщил о месте, где был зарыт в землю Крест Христов. Были сделаны раскопки, иерусалимский патриарх Макарий совершал молитвы. По окончании молитв в воздухе разлилось благоухание, и из земли были извлечены три креста и гвозди, которыми был пригвожден Господь. Однако, табличка с надписью Пилата: «Иисус Назарянин – царь Иудейский» лежала отдельно, и невозможно было определить, какой из крестов – Крест Христов. В присутствии царицы и множества народа по распоряжению патриарха кресты по очереди стали возлагаться на некую лежащую на одре болящую женщину. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, а от приложения третьего больная восстала здоровой. Затем, встретив погребальную процессию, патриарх Макарий возложил по очереди кресты на умершего, и при возложении именно того же креста умерший воскрес. Таким образом был узнан и обретен истинный Животворящий Крест Христов. Патриарх поднял высоко («воздвиг») честный Крест для обозрения и поклонения собравшегося к Голгофе множества народа, который стал взывать: «Господи, помилуй!». Это торжественное обретение Животворящего Креста явилось первым празднованием и установлением празднования на будущие времена праздника Воздвижения Креста Господня.

Царица Елена построила на месте обретения Креста храм в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и еще восемнадцать храмов на святых местах Иерусалима. Она увезла с собой в Византию часть животворящего древа Креста Господня и гвозди, которыми Христос был пригвожден ко Кресту, а сам Крест, помещенный в серебряный ковчег, был отдан патриарху Макарию на сохранение для будущих поколений.

Три века спустя персидский царь Хосрой завоевал Палестину и Египет. Взяв Иерусалим и убив множество христиан, он среди множества захваченных сокровищ увез в Персию и Честный и Животворящий Крест. Через определенное время византийский император Ираклий, усердными молитвами испросив себе помощь Божию, успешно воевал против персов и победил Хосроя. Его сын, став персидским царем, заключил мир с Ираклием и, принося ему многочисленные дары, вернул Животворящий Крест Господень. Возвращая Крест в Иерусалим, император пожелал сам вознести его на Голгофу. Облаченный в царскую корону и порфиру в дорогих украшениях царь возложил Крест себе на плечи и понес.

О Кресте Христовом

Воздвижение Креста Господня

Во вратах, ведущих на Лобное место, случилось чудо: Крест остановился, и царь не мог ступить ни шагу. Патриарх Захария, ранее со множеством жителей с пальмовыми ветвями встретивший царя при его приближении к Иерусалиму и шествовавший вместе с ним на Голгофу, увидел во вратах светоносного Ангела, который преграждал вход. Ангел сказал ему: «Не таковым образом нес сюда древо крестное Творец наш, каким вы несете его». В благоговейном трепете патриарх передал царю, что не подобает одетому в богато украшенные одежды нести сей Святой Крест, который в состоянии уничижения воспринял обнищавший ради нас Христос. Сняв с себя царские одеяния и облачившись в простую бедную одежду, босой, царь уже без всякого препятствия понес Крест и внес его в церковь на то самое место, откуда его взял Хосрой. Великая радость была по этому случаю для христиан. С праздником Воздвижения соединяется празднование и этого радостного возвращения Креста Господня, подобное ликованию Израильтян при возвращении от филистимлян Ковчега Завета.

Существом праздника Воздвижения Креста является, однако, не одно только простое воспоминание радостного события обретения святыни. В этот день Церковь приглашает нас воздать благоговейное поклонение и прославление Честному и Животворящему Кресту, как орудию, на котором Господом нашим Иисусом Христом было совершено дело нашего спасения. VI Вселенский Собор утверждает почитание Честного Креста особым правилом: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребить, да будет воздаваема честь тому, через что мы спасены от древнего грехопадения» (Прав.73).

Неотделимо от праздника прославление и самого крестного подвига Христова. По своему духовному смыслу праздник в честь Животворящего Креста однороден с седмицею страстей Христовых. Но великие и святые дни Страстной недели – это дни плача над Божественным Страдальцем, а сегодня день радости о следствиях Его страдания, о плодах искупления. Это праздник в честь самого искупления в лице его главного орудия – Креста. «Крест именуется славой Христовой и высотой Христовой. Если же Крест Христов составляет славу Христа, то и в настоящий день крест воздвигается для того, чтобы прославить Христа», – говорит прп. Андрей Критский.

Крест прославляется и как Жертвенник, на котором заклан Агнец – Христос, и, в то же время, поклонение спасительным Страстям Христовым в этот день нераздельно соединено с пасхальной радостью Воскресения. Мы поклоняемся Кресту как иконе Страстей Христовых и прославляем его как образ, заключающий в себе все существо нашего спасения, как знамение Спасения («сокровище спасения»). Праздничные молитвословия обращаются ко Кресту как к одушевленному личному существу и неустанно возносят ему хвалебные эпитеты. Крест – источник божественной силы; Крест – светоподатель и просвещение душ наших: с его высоты возсиявает Христос; Крест – новое древо райское, избавляющее от тления и дарующее бессмертие; Крест – несокрушимое оружие на сопротивников и супостатов. Святоотеческие поучения Праздника так же неистощимы в изображении благодеяний, даруемых Св. Крестом:

«Крест – глава нашего спасения, Крест – причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; через него земля, наконец, сделалась небом» (Иоанн Златоуст).

Короче говоря, все дело Христово содержится в изображении Креста. Святые отцы изъясняют, что Крест был и прежде, нежели пришел в исполнение, его тайна совершалась и среди праотцев Ветхого Завета. Крест изображал Моисей, молясь с распростертыми руками во время битвы с амаликитянами, крест представляло и повешенное на жезле медное изображение змия. Духовно истолковывая многие события ветхозаветной истории, отцы показывают их прообразовательный смысл Креста Христова. Его же предызображало Древо жизни, насажденное Богом в раю.

Более того, Святые отцы говорят о Кресте как о чем-то лежащем в основании всего мироустройства. Широта и долгота, и глубина и высота, т.е. Крест, по слову апостола Павла, есть только святым открывающаяся тайна Божественной любви, действием которой сотворено всё, мир видимый и невидимый. Поэтому никогда Крест Христов не рассматривался Церковью только как конкретно-историческое орудие казни, принадлежащее определенной эпохе, культурной среде и географической области, и потому как бы случайное. Он есть предустановление премудрости и любви Божественной. Перед Своим распятием Христос говорит ученикам: Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Лк.24,7). И после Воскресения: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк.24,26). «Вникни, – толкует свт. Григорий Нисский, – в значение этого надлежит, и ты увидишь, что в нем заключается нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста».

Будучи славою, Христовой Крест стал для Его последователей священной хоругвью веры, он – знамение и победный венец каждого христианина и всего христианства. Крестом увенчиваются храмы, крестом осеняется все совершающееся в церкви, крестом мы знаменуем себя и ограждаем свои жилища. Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, – говорит апостол Павел (Гал.6,14). Путем креста, крестоношением должна быть и вся жизнь истинного последователя Христова. Он Сам призывает нас: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. За Господом пронесшим Крест на Голгофу нельзя идти без креста. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Рим.6,3). Крестом для христианина является несение немощей и болезней нашего естества, труды, обязанности и неприятности житейские. Это крест неизбежный и общий для всех, но и его надо нести по-евангельски, чтобы он не оказался на пагубу. Более высокий крест – это труды и подвиги по исполнению заповедей Христовых и внутренняя борьба с грехом. Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями (Гал.5,24). Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим.6,11). Именно так, живя по Евангелию, мы будем истинными почитателями Креста Христова, принесем ему достойное поклонение и сами приобщимся спасительных плодов Животворящего Древа. «Взирать на Крест – значит, всю свою жизнь сделать как бы мертвой и распятой для мира, пребывать неподвижным на всякий грех», – говорит свт. Григорий Нисский. Да укрепит нас, братья и сёстры, Господь своею благодатью в несении наших жизненных крестов, дабы нам достойно приобщиться Кресту Христову своей жизнью и явиться наследниками той славы, в которую через Крест взошел Сын Человеческий! Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР

Православие.Ru Конструктор сайтов православных приходов Каталог Православное Христианство.Ру Яндекс цитирования