Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
в поселке Киевский

Московский патриархат

Главная Контакты Строительство Духовенство Проповеди и статьи Фотогалерея Расписание Библиотека

Из уст твоих подобно светлости огня воссияла благодать, просветив вселенную.

Тропарь Святителю

IV век по Рождестве Христовом, в котором жил св. Иоанн Златоуст, в истории Церкви носит название «золотого века святоотеческой письменности». В это время на небосклоне вселенской Церкви просияла целая плеяда великих светил духа и слова. Это «Отец Православия» – Афанасий Александрийский; три великих каппадокийца – Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов; меньшие богословы – Кирилл Иерусалимский, Дидим Слепец; переводчик и толкователь Библии – блаж. Иероним Стридонский; проповедник и экзегет – преп. Ефрем Сирин, церковный историк – Евсевий Кесарийский; обличитель ересей – Епифаний Кипрский; западные богословы – Иларий Пиктавийский и Амвросий Миланский. Наконец, великие отцы-пустынники – преподобные Антоний Великий, Макарий Великий и Евагрий Понтийский, не говоря уже о звездах меньшей величины. В этом сонме одно из первейших мест по праву принадлежит Иоанну Златоусту. Вместе с Василием Великим и Григорием Богословом он носит титул великого вселенского учителя Церкви.

Иоанн родился около 347 года по Р. Христовом в знатной и богатой семье. Родители его были христиане, и не по имени только – их отличало истинное благочестие. Отец Иоанна умер очень рано, и мать его, Анфуса, в двадцатилетнем возрасте осталась вдовой. Не взирая на свою юность и на все трудности одинокой жизни, она не пожелала более вступать в брак, но решила всю себя посвятить сыну. Впоследствии учитель Иоанна – знаменитый ритор Ливаний, узнав о ее материнском самоотвержении, с удивлением воскликнул: “Ах, какие у христиан есть женщины!” Будучи весьма образованной для своего времени, Анфуса постаралась и сыну своему дать наилучшее образование. Первые уроки Иоанн получил из уст своей глубоковерующей матери, а затем учился у знаменитейших антиохийских учителей.

Антиохия по степени учености была своего рода сирийскими Афинами. Она славилась как христианскими, так и многочисленными языческими школами. Пройдя курс обучения риторике и философии, Иоанн в 18-летнем возрасте отправился в Афины, культурную столицу тогдашнего мира, и там продолжил обучение.

Уже здесь проявились его искусство слова и благодатные дарования. Некий философ Анфим, завидуя славе Иоанна и пылая злобой к нему, желая посрамить его в споре, стал хулить Христа и веру христианскую. Внезапно на него напал нечистый дух. Анфим упал на землю, корчась и извиваясь всем телом и испуская пену изо рта. Видевшие в страхе умоляли Иоанна помиловать Анфима. «Если не покается и не уверует во Христа, то не исцелится», – ответил Иоанн. «Исповедую, что нет другого Бога, кроме Того, Которого исповедует Иоанн», – возопил Анфим. При этом дух вышел из него, и он встал здоровым. Анфим уверовал искренно и крестился со всем семейством. Вместе с ним многие из афинян обратились ко Христу. Афинский епископ пожелал поставить Иоанна пресвитером и после своей кончины передать ему архиерейскую кафедру. Узнав об этом, Иоанн, избегавший всякой славы и почестей, тайно удалился в Антиохию.

Вместе со своим другом Василием они стремились к иноческому образу и жаждали аскетических подвигов. После кончины матери, раздав все имущество он поселился в одном из монастырей в антиохийских горах. Здесь Иоанн прославился дарами чудотворений, но главным его поприщем было другое. Однажды, во время молитвы ему явились апостолы Петр и Иоанн Богослов, они вручили ему свиток и ключи, предуказав ему путь его служения.

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ЦЕРКВИ

Свт. Иоанн Златоуст

Желая больших подвигов и уединения, Иоанн удалился из монастыря в пустыню, где прожил в пещере два года. Но по промыслу Божию, светильник его дарований не остался сокрытым от людей в пустыне. Вызванная лишениями болезнь вынудила его оставить уединение и возвратиться в Антиохию. Здесь вскоре Иоанн был поставлен пресвитером, и его талант проповедника просиял во благо многим.

Совокупность всех лучших свойств истинного красноречия — совершенство и возвышенность слога, при этом естественность и сердечность, — сделали св. Иоанна Златоуста величайшим оратором Церкви первых четырех веков и достойнейшим образцом для всех времен и поколений. Его духовное наследство заключает в себе множество проповедей и поучений. В своих непрерывных беседах он истолковывал не только отдельные места, но и целые книги Св. Писания. Эти записанные слушателями беседы отличаются чудесной ясностью, простотой и жизненностью, они составляют лучшие образцы толкований Писания, являясь неиссякаемым источником богословской мысли и нравственного назидания.

Антиохийцы слушали проповеди Иоанна с восторгом, на его беседы стекался чуть не весь город. Купцы оставляли свою торговлю, адвокаты – судилища, ремесленники – свои ремесла, ротозеи – зрелища, и все устремлялись в церковь. Народ даже соперничал, придумывая ему похвальные эпитеты: одни называли его “устами Христовыми”, другие – сладкословесным, третьи – медоточивым. Но в истории Церкви он был увековечен с именем Златоустого. Иногда Иоанн говорил поучения о возвышенных догматах богословия, которые для многих слушателей оказывались труднодоступными. И вот однажды одна простая женщина, со вниманием слушавшая премудрую проповедь и безуспешно пытавшаяся ее понять, вдруг выкрикнула из толпы: «Учитель духовный, или лучше сказать – Иоанн Златоустый, колодец святого твоего учения так глубок, а веревки нашего ума так коротки, что не можем мы зачерпнуть из него!» Народ подхватил высказанное женщиной, увидев в нем указание Божие, и отныне стал звать своего любимого проповедника Златоустым. Сам же Иоанн после этого случая стал стараться говорить свои поучения более понятным языком, чтобы они были доступны для простого народа.

Проповеди Златоуста производили тем большее воздействие, что у него дар слова соединялся с даром чудотворения, и многие не только просвещались духовно, но и получали телесные исцеления.

Во всей полноте талант Иоанна проявился на патриаршей кафедре Константинополя. Когда возникла необходимость замещения опустевшей за смертью прежнего патриарха константинопольской кафедры, именно Иоанн был рекомендован императору в качестве достойного кандидата на это место – его слава уже достигла столицы. Хитростью он был вызван загород и почти насильно увезен в Константинополь. Здесь для его пастырства открылось еще более широкое поприще.

Вся его жизнь целиком была посвящена делу благовестия, и все его сердце было всецело отдано попечению о просвещении вверенных ему душ. "Я убедил душу свою, — говорит он, — чтобы, доколе буду дышать и Богу угодно будет продолжить мою настоящую жизнь, исполнять служение проповедника и делать повеленное, будет ли кто слушать меня или нет". Школа монашеского аскетизма, которую он прошел в юности, совершенно освободила его от всякого пристрастия к ценностям мира сего, даже будучи патриархом он не оставлял своей привычки довольствоваться малым и самым необходимым. «Все страшное в мире для меня презренно, а благоприятное смешно. Я не боюсь бедности, не желаю богатства; не страшусь смерти, не желаю жить, разве для вашего преуспеяния». Не связанный, таким образом, ничем, кроме пасторского долга, Златоуст был неутомим и бесстрашен в обличении грехов столичного общества. Алчность, роскошь и хищничество богатых, жестокосердие и вражда, отсутствие взаимной любви, увлечение украшениями и нарядами, пристрастие к винопитию, зрелищам и скачкам, легкомыслие и непостоянство толпы, обжорство и блудные страсти – все эти пороки во всем их безобразии, безумии и пагубности изображало и бичевало его искусное слово.

Никто не смог бы лучше его возбудить в человеке участие к бедствиям человеческим, расположить сердце к милосердию и благотворительности. Златоуст был проводником в сознание общества идеи всеобщего братства и равенства в духе идеала, осуществленного в первохристианской апостольской общине, когда по добровольному согласию все имели все общее и никто ничего не называл своей собственностью. К такой самоотверженной любви к ближнему призывал и вдохновлял он всех и каждого.

Сам он всецело отдавал свое сердце поучаемому им народу и жил, можно сказать, одной с ним жизнью, радовался его радостью и скорбел его скорбями: с преуспеянием его в добре – сам как бы возрастал духом, с ниспадением его ко злу – ощущал как бы в себе самом оскудение духовных сил. Проповедовал он обычно не с епископской кафедры, а с амвона чтеца, ставившегося тогда в середине церкви, и это имело символическое значение для всей его деятельности. Невзирая на высоту своего иерархического положения, и мыслью и сердцем он соединялся и неразлучно пребывал со своей паствой. Как никто другой, он явил в себе евангельский образ доброго Христова пастыря, которого знают и слушают овцы, и который полагает за них свою душу. Во всем сказанном мы можем со всей очевидностью убедиться сами, если откроем бессмертные творения великого учителя и почитаем его беседы, слова и поучения, исполненные глубокой любви к пасомым и искренней заботы об их благе и спасении.

Благодаря усердию его почитателей, записавших проповеди Иоанна, мы имеем великое сокровище его творений – около 25 томов слов святителя. Настоящим шедевром византийской литературы признаны Беседы на Евангелие от Матфея. Эту книгу, а также Беседы на Псалмы, можно порекомендовать всякому христианину для настольного домашнего чтения. Замечательны его толкования на все послания апостола Павла. Писания Иоанна Златоуста были излюбленным чтением в Древней Руси. До нас сохранилось множество сборников его поучений – «Златоструи», «Измарагды», «Маргариты», «Златоусты».

Вознося хвалу вселенскому учителю, братья и сестры, принесем ему и дары наших благих дел: неленостное и внимательное слушание и чтение его богодухновенных слов и ревностное исполнение его поучений в жизни. Пусть его слово войдет в нашу душу как закваска, которая возродит нас в жизнь вечную. Отче Иоанне Златоусте, от небес приявший Божественную благодать слова, моли Слова Христа Бога спастись душам нашим! Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР

Православие.Ru Конструктор сайтов православных приходов Каталог Православное Христианство.Ру Яндекс цитирования