В наши дни понятие Запада и всего, что с ним связано (западная культура,
искусство), чаще всего и не без основания ассоциируется с бездуховностью и прагматизмом. Однако история каждого народа
хранит память о святых подвижниках духа. Западные страны, от Италии до Британии, знали и проповеди апостолов, и подвиги
мучеников. Гордый рационализм языческого мира был побеждён истинной мудростью православной веры. В IV – V вв. лучшие сыны
и дочери Запада отправились на Восток учиться у великих Отцов, один из них – преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – так
досконально постиг духовное учение египетских Отцов, что его книги стали основным фундаментом православной монашеской
традиции Запада.
Одним из самых известных православных святых Запада является святитель Мартин
Турский (IV в.), которого последующие церковные писатели называли «чудом аскетизма». Город Тур был сердцем древней
православной Галлии – современной Франции. К VI в. в Галлии существовало около двухсот православных монастырей. Многие
жития галльских подвижников благочестия первых веков известны нам благодаря трудам другого Турского святителя – преподобного
Григория – «Жизнь Отцов» и «История франков».
15 августа Православная Церковь совершает память преп. Фриарда? галльского
отшельника. С самого детства этот святой отличался благочестием и проводил жизнь в богопочитании, молитве и бодрствовании.
По происхождению он был простым крестьянином и собственными руками выращивал всё необходимое для жизни. Однажды, когда он
с другими жнецами вязал снопы на пшеничном поле, появился рой ос, и жнецам пришлось оставить работу в том месте, где было
осиное гнездо. При этом работники насмехались над блаженным Фриардом, говоря: «Иди, святоша, жни над роем, ты всё время
молишься, умиротвори его молитвой своей!» Фриард, увидев в их словах сомнение не в собственном благочестии, а в небесном
заступлении, помолился, распростёршись на земле (как это было принято у христиан того времени, что равносильно нашим земным
поклонам) и, приблизившись к осам, сотворил крестное знамение со словами Псалмопевца: «Помощь наша во имя Господа,
сотворившего небо и землю».
|
Святые Галлии
После этого все осы спрятались в своё гнездо, а Фриард сжал в том месте пшеницу на виду
у посрамлённых и пристыженных насмешников. Это чудо окончательно утвердило в вере и самого Фриарда, который, покинув своё
скромное жилище и родителей, ушёл в поисках пустынного безмолвия. После долгих странствий преподобный поселился на маленьком
острове рядом с океаном, где жил диакон по имени Секундел. У каждого была отдельная келья, и почти всё время они проводили
в молчании и молитве. Секундела же постигло тяжкое искушение – ночью ему явился искуситель в образе Христа и возвестил,
что Секундел достиг совершенной святости и потому должен идти в мир и исцелять страждущих. Диакон поддался искушению и
покинул остров, ничего не сказав своему собрату. Находясь в обольщении, он действительно совершал многие исцеления и столь
проникся страстью тщеславия, что, возвратившись на остров после долгого отсутствия, сообщил блаженному Фриарду: «Я ушёл с
острова и сотворил много чудес среди людей». Старец, которого ужаснули эти исполненные самомнения слова, со слезами призвал
неразумного брата к покаянию и дал ему наставление в случае явления обольстителя потребовать от него знамения Креста. Когда
искуситель вновь стал призывать Секундела к «служению людям», он смиренно последовал словам старца, и так как нечистый дух
не мог сотворить крестного знамения, то диакон был избавлен от его наваждения.
|
Дальнейшую жизнь он проводил в безмолвии и святости, под руководством преп.
Фриарда. Св. Секундел также почитается на Западе как православный святой. Его история напоминает житие св. Никиты
Киево-Печерского, который тоже творил «чудеса», будучи обманут диаволом, пока не опомнился и не обрёл настоящую святость,
что свидетельствует о том, как ненавистно врагу рода человеческого послушание и истинное смирение.
Сам же преподобный Фриард прославился многими чудесами исцелений и знамениями,
свидетельствующими о силе и милосердии Божием. Так, он сделал себе посох из сухой ветки, который долгое время носил с собой.
Потом воткнул его в землю и часто поливал. Через некоторое время появились почки и листья, а затем выросло большое дерево.
Многие специально приезжали на отдалённый остров, чтобы посмотреть на это чудо и обращались в истинную веру, слушая
наставления св. Фриарда.
Несмотря на всю пользу дерева в деле спасения душ человеческих, святой Фриард
срубил его, боясь впасть в грех тщеславия. В другой раз Преподобный со слезами молился о цветущем дереве, поваленном бурей,
чтобы оно «удостоилось увидеть зрелость плодов». Затем он обтесал дерево топором и воткнул в землю по подобию своего
посоха. В том же году дерево принесло плоды тому, кто так скорбел о нем. На иконах святой изображается с топором в память
об этих событиях.
Чувствуя приближение кончины, святой (к этому времени он был уже настоятелем
образовавшегося на острове монастыря) послал письмо к епископу Феликсу с указанием дня своего отшествия к Отцу Небесному
и просьбой повидаться перед кончиной. Епископ прислал ответ: подождать, пока он не освободится от важных дел. Тогда
св. Фриард просил в молитве продлить ему срок сей жизни, дабы повидать своего духовного брата. Когда же прибыл Феликс,
преп. Фриард столь окреп, что они вместе отслужили всенощную, а на рассвете святой мирно отошёл ко Господу. Келья его
при этом сотряслась и наполнилась нежным ароматом. Это было в 573 году. От монастыря преп. Фриарда в селе Беснэ к северу от Нанта на Западе Франции
сохранилась приходская церковь с гробницами святых Фриарда и Секундела, в километре оттуда есть также часовня и источник
преп. Секундела.
Наталья Долгополова
|