Бог повелел, чтобы высшие силы (Ангелы) служили пребывающему на земле (человеку)
– по причине достоинства образа, которым облечен человек.
Свт. Иоанн Златоуст
По преданию богодухновенных отцов Святая Церковь приняла и утвердила празднование
Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этим празднованием в честь Ангельских Сил было
установлено благочестивое и правильное почитание Ангелов и отвергнуто нечестивое поклонение им, воздаваемое еретиками и
идолопоклонниками. Еще в древние ветхозаветные времена люди, отступив от истинного Богопознания, стали обоготворять создания
Божии и поклоняться кумирам и рукотворным изображениям видимой и невидимой твари, елика на небеси горе и елика на земли
низу. Приносились жертвы светилам небесным, в которых, якобы, заключалась живая душа, и Ангелам: Кадили, – говорится в IV
книге Царств, – Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному. Еретическое поклонение сохранялось и после
Новозаветного Откровения. Во времена апостольские распространились еретики, которые учили, что Ангелы, как бесплотные духи
выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий. В Лаодикийской области Малой Азии и особенно в г. Колоссах умножились
волхвователи, которые под именем ангелов призывали бесов и служили им. Апостол Павел пишет к Колоссянам: Никто да не
обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь
плотским своим умом (Кол.2,18). Поскольку еретики внешним воздержанием мнили себя быть подражателями ангельской жизни.
В послании к Евреям Апостол доказывает, что Христос столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал
имя. Ибо не Ангелам, а Ему сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр.1,4-5). В послеапостольское время в Сирии и
Египте распространилась ересь Сатурнила и Василида, учивших, что Ангелы суть творцы видимой твари, т.е. человека и всего
мира, а архангела Михаила называли богом евреев. Церковь на Поместном Лаодикийском Соборе (около 320 г.) отвергла все эти
нечестивые поклонения Небесным Силам и утвердила православное их почитание и празднование Собору их в 8 день ноября.
Ангелы не творцы мира, но сами есть творение Божие. Они сотворены Богом прежде
мира вещественного. В начале сотворил Бог небо (мир духовный, невидимый, ангельский) и землю (мир видимый). Как чистые и
бесплотные духи Ангелы занимают первое и высшее место во всей лестнице тварного бытия. По своей природе они – деятельные
духи, обладающие разумом и волей. Как духи совершеннейшие, своей крепостью и духовными силами они превосходят человека.
Ангелы святы и бессмертны. Однако и их природа, как существ тварных, ограничена. Их ведение много выше разумения
человеческого, но не беспредельно, они не знают существа Божия, не знают будущего и сокровенных тайн Премудрости Божией.
Они не вездесущи как Чистейший Дух – Бог, Иже везде сый и вся исполняяй, их пребывание ограничено местом, и не могут они
мгновенно переноситься из одного места в другое. Их святость и бессмертие не есть самобытные и безусловные, каковы святость
и бессмертие Божественные, но являются дарами благодати Божией. Они пребывают и пребудут добрыми и не могут грешить, но не
по свойству своей природы, а по благодати Божией. Эта благодать дарована им за долговременное послушание воле Божией и
непреклонную верность Богу во время отпадения сатаны. Они – «отблески Совершеннейшего Света, вторичные светы». Ангелы
предназначены Богом быть совершеннейшими отображениями Его величия и славы, своим предстоянием, служением и воспеванием
хвалы Богу, они нераздельно участвуют в Его блаженстве.
«После Троицы – светозарны невидимые Ангелы. Они свободно ходят вокруг великого
Престола – быстродвижимые умы, пламень и Божественные духи – и усердно служат высоким велениям Бога. У них нет ни
супружества, ни скорбей. Они просты, духовны, проникнуты светом.
|
ВОИНСТВО НЕБЕСНЫХ СИЛ
Они все единомысленны, и каждый тождественен сам с собою:
одно естество, одна мысль, одна любовь – вокруг великого Царя Бога. У них одна совершеннейшая пища – насыщать ум величием
Божиим и в Светлой Троице черпать безмерный свет», – говорит свт. Григорий Богослов.
По отношению к роду человеческому Ангелы выступают как вестники воли Божией
(само слово ангел означает вестник) и как помощники в деле спасения. Не все ли они, – говорит об Ангелах апостол Павел,
– суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1,14). В отношении ко
всему видимому миру их служение состоит в содействии делам Божественного Промысла о мире. «Одни из них предстоят великому
Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир» (Григорий Богослов). «Одни из них поставлены начальствовать над
народами, а другие быть спутниками каждому из верных» (Василий Великий). Ангелы-хранители своим покровительством содействуют
вверенным им народам, царствам, городам и отдельным людям в достижении ими тех благих целей, которые предназначил каждому
народу и каждому человеку Господь Вседержитель. Они предстательствуют в молитве пред Богом за вверенных их попечению и
внушают людям и особенно правителям мысли и намерения служащие ко благу.
Как бесплотные духи Ангелы недоступны чувственному зрению человека вследствие его
духовной немощи и греховности. Однако Ангелы могут являться святым людям в доступном лицезрению телесными очами виде.
«Когда они, – наставляет прп. Иоанн Дамаскин, – по воле Божией являются достойным людям, то являются не такими, каковы
сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их». Многочисленны явления Ангелов в Ветхом
Завете, исполнен ими и Новый Завет. Вся история домостроительства человеческого спасения совершалась и совершается при
участии и содействии Ангелов. Являются они людям в образе (и таковыми изображаются на иконах) прекрасных, светозарных
юношей, как чистейшие и святые духи, имеющие природу не подверженную старости и изменению. Иногда они предстают в воинских
доспехах, с мечом, как сильные крепостию преданные служители Небесного Царя. На иконах они всегда изображаются с крыльями,
таким образом показывается их небесное происхождение, духовность их природы и их быстрота в творении воли Божией. Пророку
Исайе было открыто видение небесной славы Господней и служения Ангелов: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и
превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя
закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят,
Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис.6,1-3).
О числе Небесного воинства отцы Церкви говорят, что их великое множество. У пророка
Даниила сказано о видении Страшного Судного Дня: Видел я, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на
Нем было бело, как снег, …престол Его – как пламя огня. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили
Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан.7,9-10).
|
«Если написано так (тьмы тем), – объясняет свт. Кирилл Иерусалимский, – то
это только потому, что бoльшего числа пророк изречь не смог». По отношению к численности человеческого рода – одной
заблудшей овцы, множество Ангелов – это девяносто девять овец не заблудших. При такой многочисленности Ангельских сил в
мире небесном царит правильный порядок. Соответственно степени совершенств и по различию родов служения Небесные силы
разделяются на определенные иерархические степени. Руководствуясь взглядами Св. Отцов, и в частности, сочинением
«О небесной иерархии» св. Дионисия Ареопагита, ученика ап. Павла, Церковь учит, что Ангельские лики разделены на три
иерархические ступени, по три чина в каждой. Высшую ступень занимают: Серафимы, Херувимы и Престолы. Из них ближе всех
Пресвятой Троице предстоят боголюбивые Серафимы. Их имя означает огненные, пламенеющие. Они пламенеют любовью к Богу и
других побуждают к ней. После них предстоят Господу многоочитые Херувимы. Их имя означает многое разумение или излияние
премудрости. Они более других сияют светом Богопознания и ведением тайн Божиих, и сообщают премудрость и просвещают
Богопознанием прочих. За ними – богоносные Престолы. На них непостижимым образом «как на разумных престолах разумно
почивает Бог» и творит через них Свой праведный суд. Вторую, среднюю ступень занимают: Господства, Силы и Власти; у каждого
чина свое предназначение и свой род служения. На третьей ступени – Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил и
высшие и низшие носят общее название Ангелов.
Над всеми чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил. Имя его означает кто как
Бог, а архистратиг по-гречески значит – верховный главнокомандующий, вождь. Он некогда низринул с Неба возгордившегося
Денницу с другими павшими духами и воззвал к остальным Ангельским силам: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не
помыслим неугодного Богу!» Он участвовал во многих ветхозаветных событиях, многочисленны его предстательства за христиан во
времена новозаветные. Он изображается попирающим ногами диавола с копьем или пламенным мечем в руке. Из Св. Писания известен
нам также Архангел Гавриил (крепость, сила Божия), он, как и архангел Михаил, также именуется Архистратигом и стоит вторым
во главе Небесной иерархии, являясь служителем Божественного Всемогущества. Он вдохновлял Моисея при написании Книги Бытия,
он изъяснял пророку Даниилу видение последних времен, его содействием уготовлялось и совершилось все дело Боговоплощения.
Изображается он обычно с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве или со светящимся фонарем.
Учение о Небесной иерархии, как и другие высочайшие истины Богословия, является
таинственным. «Сколько чинов небесных существ, – толкует Дионисий Ареопагит, – какие они, и каким образом у них
совершаются тайны священноначалия, – в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои
собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл
нам через них же самих, как знающих себя».
Прославляя в этот праздничный день Ангельские силы, и вознося им хвалу как
высшему творению Божию, возблагодарим их и как небесных посланников сходящих с горних высот к обитателям земли, тех, через
кого возвещается нам и творится в нас благая воля Небесного Отца. В этом небесном Соборе и наши Ангелы-Хранители, которым
заповедано охранять нас на всех путях нашей жизни. Призовем их небесную защиту по сказанному: Ангел Господень ополчается
вокруг боящихся Бога и избавляет их. Ополчимся и сами на грехи, дабы греховной скверной не отогнать от себя их небесно
чистого содружества!
Иеромонах ФЕОДОР
|