Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
в поселке Киевский

Московский патриархат

Главная Контакты Строительство Духовенство Проповеди и статьи Фотогалерея Расписание Библиотека

Дивен Бог во святых Своих! Бог неприступный в Своем величии и святости, превысший всякого образа, изобразился в сотворенном Им человеке. Так сияет отражение солнца в малой капле воды. Человек, при сотворении получивший свою духовную природу созданной по образу существа Божия, призван к Богоуподоблению, к беспредельному совершенствованию. Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш, свят. И: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Тех людей, в которых образ Божий проявился с особой, исключительной ясностью и славой, праведников, достигших совершенства, Церковь именует святыми. Огромный сонм христианских святых, их жизнь, подвиги и чудеса, есть очевиднейшее свидетельство истинности Христианской веры, истины слов Христовых, что верующим в Него Он дает власть быть чадами Божиими, непреложности упования, что Сын Божий Своим вочеловечением даровал человеку обожение.

Особенное место в этом сонме святых занимают мученики. Первые три века христианской истории, можно сказать, и не было другого образа святости, кроме мученичества. Это был период следовавших одного за другим жестоких гонений, и за всякое явное исповедание веры грозили страшные истязания и, в случае упорства, смертная казнь. Кровь христианских мучеников лилась потоками, тысячи исповедников ценой собственной жизни засвидетельствовали истину своей веры. Греческое слово «мартирос», которое мы понимаем и переводим как «мученик», буквально означает «свидетель». Этот филологический факт говорит о том, что в эпоху гонений исповедание веры, или «свидетельство Иисуса Христа», и мученичество были неотделимы. Жития святых доносят нам потрясающие описания тех пыток, которым подвергались христиане. Их подвешивали и стегали воловьими жилами, плетьми, унизанными шипами, крючьями сдирали с них мясо, палили горящими свечами, привязывали к колесам, вращающимся над острыми ножами, клали на металлические листы над огнем, бросали в котлы с кипящим маслом, смолой или расплавленным оловом, опускали в известковые ямы, топили в море, бросали на съедение разъяренным голодным львам. Исповедников Христовых распинали на кресте, жгли на кострах. Нерон привязывал христиан в своем саду к столбам и, обмазав смолой, зажигал вместо факелов. Казнь через отсечение головы была наименее мучительной среди прочих. Какую же надо было иметь веру, чтобы все это перетерпеть! Самым потрясающим свидетельством именно и было то бесстрашие и мужество, с которым мученики переносили эти казни. На пытки и смерть они шли со светлыми, радостными лицами, как на праздник. «Мучения – радость рабам Твоим», – говорили они – старые и юные, женщины и дети. Настолько удивительна была сила их духа и настолько очевидной была содействующая им благодать Божия, что их подвиг красноречивее любых слов возвещал и утверждал веру Христову – сию победу, победившую мир.

Своими добровольными страданиями мученики явили силу своей веры, силу любви ко Христу, желание следовать за ним даже до смерти. Сам Христос, Первомученик и Мученик Божий в наивысшем значении, был для них примером, который вдохновлял истинных Его последователей. Смысл их страстотерпчества – в тайне Креста Христова. О предстоящих Ему крестных муках Господь говорит: «На сей час Я и пришел». Христос – Агнец Божий (т.е. предназначенный на заклание), Который берет на Себя грех мира. Не только по причине ухищрений злобы и зависти человеческой пострадал Христос. Его Страсти были добровольны: «Я отдаю жизнь Мою…Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее». Они были предначертаны: Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту.

СВИДЕТЕЛЬСТВО, НАПИСАННОЕ КРОВЬЮ

Сорок мучеников Севастийских

Сорок мучеников Севастийских

Необходимы в планах Божественного Домостроительства спасения человека: Сын Человеческий… пришел,… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих; ранами Его вы исцелились. Христиане, избавленные ценою Крестной Жертвы от греха, проклятия и смерти, получая оправдание…по благодати… искуплением во Христе Иисусе, не без труда, однако, наследуют бесценные дары спасения и вступление в Царство Божие, но по вере, свидетельствуемой жизнью. Т.е. через неизбежные страдания, связанные с хождением узким путем Евангельских заповедей, борьбой с грехом и мироотречением, одним словом, – несением креста. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Мы – дети…и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем. Апостолы, проповедав Евангелие…и утверждая души учеников… в вере, поучали, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, ибо всё очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Как золото – огнем, так человек страданиями очищается от грехов. Отсюда такое стремление носителей горячей веры к соединению со Христом подобием смерти Его, чтобы быть участниками и Его воскресения, умерев за Христа — жить со Христом. Священномученик Игнатий Богоносец, зная, что за ним уже посланы стражники, обращался к своей, желавшей его спасти, пастве: «Не препятствуйте мне, оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым».

Нет больше той любви, если кто душу свою полагает за любимого им. Как Божественная любовь к человеку проявилась в Жертве Крестной, так и истинная любовь человека к Богу свидетельствуется самоотречением и жертвенностью. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником, – говорит Господь. – Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Апостол Павел пишет: «Бог любящих Его призвал… быть подобными образу Сына Своего». И Сам Сын Божий призывает нас следовать по Его стопам: «Кто Мне служит, Мне да последует». Путь Христов не всегда обязательно принятие смерти через казнь, но во времена мучеников единственной альтернативой смерти могло быть только отречение от веры, измена Христу. И они, предпочитая достославную смерть опозоренной предательством жизни, добровольно пошли на мучение.

Укрепляя Своих учеников на предстоящий им подвиг, Господь заранее предсказывает им ожидающие их испытания: «Мир вас возненавидит, но знайте, что Меня прежде вас возненавидел, Меня гнали, будут гнать и вас... И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними… Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; …всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Но не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

С первых шагов апостольская проповедь столкнулась с этой, предсказанной Христом, ненавистью лежащего во зле мира. За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Апостол Павел свидетельствует: Мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, не только насилием гонителей, но и добровольно, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,… зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою.

Из всех Апостолов только Иоанн Богослов, о котором Сам Христос сказал: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (в откровении Апокалипсиса), отошел ко Господу естественной кончиной в старости. Все остальные Апостолы запечатлели свои проповеднические труды и удостоверили свое слово мученической смертью. Как Апостолы – Христу, так и их примеру следовали ученики апостольские, а за ними и последующие поколения «свидетелей Христовых», которые не возлюбили души своей даже до смерти. Через самопожертвование они и сами обрели спасение, и возвестили благовестие спасения миру.

Краеугольным камнем веры и проповеди христианской было и будет Воскресение Христово. Христос претерпел смерть, чтобы упразднить смерть и разрушить ее державу и Воскресением Своим даровать нам жизнь вечную. И если слово о Христе Распятом и о Воскресении воспринималось миром как безумие, то мученики своей вольной смертью обличали это безумное, с точки зрения открывшейся им Истины, неверие мира и утверждали торжество победы Жизни над смертью. Афанасий Великий пишет: «Что смерть сокрушена, что она не имеет уже более силы, сему ясным удостоверением служит то, что пренебрегается она всеми учениками Христовыми, все попирают ее как ничтожную, и скорее решаются умереть, нежели отречься от веры во Христа. Ибо, несомненно знают, что умирающие не погибают, но живы».

Для святых, которые были новой тварью во Христе и, пребывая телом на земле, духом были гражданами Неба, сама жизнь телесная являлась узами и препятствием для всецелого соединения с Богом. «Водворяясь в теле, мы устранены от Господа, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем. Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, чтобы смертное поглощено было Жизнью». Таким образом, смерть для них была приобретением, освобождением от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

И не только предвкушение преизбытка вечной славы со Христом исполняло мучеников радостью и делало легким кратковременное их страдание, но сама возможность пострадать принималась ими радостно как дар Божий: Сие от Бога… вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. Неколебимо веря словам Спасителя, что и волос с головы вашей не пропадет без воли Отца Небесного, они в предлежащем им испытании видели действие всеблагого Промысла и проявление особой любви Божией, так что на подвиг, который им предстоял, они выходили как на уготованное им свыше поприще славы и удостоились небесных венцов. Их испытанная вера оказалась драгоценнее огнем испытываемого золота. Они были верны до смерти, и Господь дал им венец жизни. Честна пред Господем смерть преподобных Его! Преславен и удивителен их подвиг и в памяти Церкви с первых веков и до наших дней. Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР (2006 г.)

Православие.Ru Конструктор сайтов православных приходов Каталог Православное Христианство.Ру Яндекс цитирования